Родительское собрание в логопедической группе детского сада «Давайте познакомимся»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Полевцова Ирина Сергеевна

Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_znakomstvo.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в логопедической группе детского сада

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, бумага, ручки, цветные карандаши.

Ход собрания

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет своё имя и отчество, имя и фамилию ребёнка. Например, «Я, Полевцова Ирина Сергеевна, мама Яны».

Вот мы и познакомились.

-Зачем нужен логопед и логопедическая группа?

       Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом это я, Васильева Ирина Сергеевна.

      Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Наша группа комбинированная/ компенсирующая. В нашей группе, Помимо логопеда, с детьми занимаются воспитатели: Светлана Владимировна и Ольга Владимировна

 - Для того, чтобы ребёнка зачислили в логопедическую группу необходимо пройти медицинское обследование и взять выписку от педиатра из детской поликлиники.

Для выписки нужно пройти следующих врачей:

  • Психиатр: индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Что нужно с собой иметь: характеристика + направление + выписка (по результатам обследования психиатр даёт своё заключение + ставит отметку в выписке).
  • Невролог – основная задача специалиста: вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение.
  • Лор
  • Окулист
  • Ортопед

   После того как выписка будет готова, родители приносят её мне, я собираю пакет документов для ПМПК, что же такое ПМПК?  

   Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это комиссия, на которой происходит комплексное обследование ребёнка специалистами с целью определения специальных образовательных условий, без создания которых образование Вашего ребёнка затруднено или невозможно.

Прохождение комиссии осуществляется только при наличии пакета документов на ребёнка, который представляется в ПМПК не позднее пяти дней до даты обследования. Пакет документов готовится Вами совместно с образовательной организацией. Необходимые документы от родителей:

  • Копия паспорта первая страница + прописка
  • Копия свидетельства о рождении
  • Выписка с поликлиники
  • Социальная часть карты развития ребёнка
  • Медицинская карточка ребёнка (переписать данные раннего развития)
  • Справка МСЭ (медико-социальная экспертиза) +ИПРА (Индивидуальная программа реабилитации и абилитации)  ребёнка-инвалида. Если такова имеется.

 Зачем необходимо проходить обследование на ПМПК

     Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребёнка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников – важно для каждого ребёнка, педагоги стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребёнка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные результаты.

     В состав ПМПК комиссии входят: логопед, психолог, руководитель комиссии.

    Для ребёнка дошкольника обследование проводится в игровой форме, в доброжелательной обстановке в присутствии родителей, в течение 30 минут.

    Заключение носит рекомендательный характер. ПМПК определяет не диагноз, а образовательный маршрут.

В ходе обследования вам и вашему ребёнку могут предложить пройти обследование у дополнительных специалистов:

  • занятия с логопедом, психологом, дефектологом, сопровождение социальным педагогом (бесплатно)
  • консультацию или наблюдение  у невролога, ортопеда, эндокринолога или других узких специалистов

ВАЖНО!  Рекомендация по наблюдению узкопрофильного специалиста дается в зависимости от  программы и  заболевания ребёнка

Рекомендуемая программа либо имеющееся у ребенка заболевание

Рекомендуемое медицинское наблюдение (основной специалист)

- Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью

- Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

- Заболевания психиатрического профиля

Врач – психиатр

- Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

- Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

- Заболевания неврологического профиля

Врач – невролог

- Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Врач – ортопед

Врач – невролог (при ДЦП)

- Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших)

Врач – сурдолог

Врач – оториноларинголог (ЛОР)

- Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием)

Врач – офтальмолог (окулист)

В зависимости от заболеваний ребенка ПМПК может рекомендовать наблюдение врача – кардиолога,  уролога, эндокринолога и т.д.

ВАЖНО! Вся информация об обследовании Вашего ребёнка конфиденциальна и не может быть разглашена третьим лицам.

По результатам обследования ПМПК даёт направление, на основании которого ребёнок зачисляется в логогруппу (по заявлению родителей) и посещает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом ДОУ.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых выявлены проблемы с развитием речи по результатам психолого-медико-педагогической комиссии – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

     Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает (работа с детьми проводится по следующим направлениям):

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений – движений органов речи (губ, щёк, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учёными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее   умение составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы, сочинять сказки и наконец фантазировать;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

- занятия по формированию лексико-грамматического строя;

- занятия по формированию связной речи;

- занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквенным анализом слов, анализом предложений.

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведётся в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например, можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях.

Всё, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребёнок начал правильно говорить. Всё зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребёнка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребёнка не выполняйте. Всё делайте вместе.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребёнок посещает логопедическую группу? Это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование грамотной, выразительной речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребёнка.

    Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

     Залогом успеха коррекционной работы являются:

  • медикаментозное лечение (по показаниям врача);
  • четкое выполнение рекомендаций логопеда;
  • регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
  • контроль за речью ребёнка.

     На этом родительское собрание закончено.

     Желаю вам и вашим детям успехов в предстоящей работе по овладению родным языком. Будем рады видеть Вас в нашей логопедической группе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 младшей группе детского сада «Давайте познакомимся!»

Конспект родительского собрания "Давайте познакомимся!" 2 младшая группа....

Родительское собрание в младшей группе детского сада "Приятно познакомиться!"

Образовательный процесс в ДОУ в соответствие с целями и задачами ФГОС предполагает включение в активный образовательный процесс всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. ...

Первое родительское собрание в логопедической группе детского сада.

Пример проведения родительского собрания в логопедической группе....

Родительское собрание в логопедической группе детского сада "Давайте познакомимся"

Родительское собрание в логопедической группе детского сада "Давайте познакомимся"...