Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Молчанова Виктория Владимировна

Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие выдающиеся ученые как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина [6], Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова [3], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [11] и др.

В работах многих авторов (Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой [3], Т.Б. Филичевой [10], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5] и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Как утверждает В.И. Логинова, выраженные нарушения лексической стороны затрагивают все характеристики слова, лексический запас не формируется как система многомерных связей, нет правильной группировки слов при их усвоении[8]. Пассивный запас слов значительно преобладает над активным, слова из него переводятся в актив очень медленно. Характерной чертой общего недоразвития речи также является то, что дети не используют набор слов, который они имеют, не умеют оперировать имеющимися словами.

Номинативный словарь дошкольников с общим недоразвитием речи во многом отличается от словаря детей с речевой нормой. Многие слова дети не знают, даже в старшем дошкольном возрасте. Дети не могут назвать различные профессии, названия птиц, ягод, животных, рыб, цветов и т.д. [4]

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря, (глаголов, прилагательных).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенку хорошо знакомы, и он выполняет их ежедневно. Наиболее распространенные, с которыми ребенок сталкивается повседневно можно отнести глаголы умываться, одеваться, спать, есть, пить и т.д. [12].

По мнению Т.Б. Филичевой характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в словесных заменах, так называемых вербальных парафазиях. Важно отметить, что проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны[10].

Так, например, по мнению Р.И. Лалаевой, дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ситуативный характер. В одних случаях дети употребляют слова в слишком широком значении, а в других наоборот, слишком узком понимании значения слова [5].

Говоря о вербальных заменах слов, необходимо отметить, что дети с ОНР заменяют слова, к примеру существительные, входящие в одно родовое понятие. Например, дошкольник посмотрев на тигра может назвать его львом, осу назвать пчелой, лимон апельсином, не обращая внимания на существенные признаки, а именно их отличия друг от друга.

Что касается вербальных замен имен прилагательных, дети с ОНР также не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов, не находя разницы между такими словами как длинный, низкий и т.д. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Как утверждает Серебрякова Н.В., помимо смешения слов по родовым отношениям также наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков:

  1. Смешения слов у детей с ОНР осуществляются на основе сходства по признаку функционального значения (миска-тарелка; графин-бутылка);
  2. Замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные (сарафан-фартук; подоконник-полка);
  3. Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток-лед);
  4. Смешения слов, обозначающих часть и целое (воротник-платье; локоть-рука);
  5. Замена обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь-ботинки; посуда-тарелки);
  6. Использование словосочетаний в процессе поиска слов (кровать-чтобы спать, щетка-зубы чистить);
  7. Замены слов, обозначающих действия или предметы, словами существительными (открывать-дверь; играть-кукла); или наоборот, замена существительных глаголом (лекарство-болеть, кровать-спать) [5, с.41].

Дети с общим недоразвитием речи также испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов.

По данным Жуковой Н.С. выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов[3].

Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии.

Поскольку синонимия является одним из самых убедительных проявлений лексической системности, уровень сформированности семантических полей синонимов служит показателем развития лексики в целом [2,4].

Синонимы (равнозначные слова), по мнению О.С. Ахмановой, - это члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению [1].

Дошкольники старшего дошкольного возраста чаще всего не испытывают затруднений в подборе синонимов, правильно подбирают к хорошо знакомым словам, допуская лишь незначительные ошибки.

В свою очередь, дети с общим недоразвитием речи того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному равнозначному слову на слово- стимул.[9]

Многие дети с ОНР часто допускают ошибки в образовании слов. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («стольчик» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т. д. [5].

Опираясь на классификацию ОНР, предложенную Р.Е. Левиной, можно сделать обобщение относительно формирования словаря детей[7].

Несомненно, каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Таким образом, нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.–2-е изд., стереотип.–М., 1969.  
  2. Белявская Е.Г. Семантика слова М. Высшая школа, 1987г. - 127с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.  
  4.  Звегинцев В.А. Язык и его лингвистическая теория [Текст] / В.А. Звягинцев. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 247 с.  
  5.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 224с.
  6.   Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003 – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С.  
  7.   Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – 214 с.  
  8. Логинова В.И. Формирование словаря, изд.: Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. Сохина. – М., 1984
  9. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  10.  Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно – методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Воспитание и обучение. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.  
  11.  Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис Пресс, 2008. – 224 с.
  12.  Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при ОНР // Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1997. – С.41-47

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и игровых упражнений по обогащению и систематизации словаря у детей с общим недоразвитием речи

Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, мной была подобрана система игр и игровых упражнений по обогащению и активизации словаря детей.Все дидактические иг...

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активно...

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи

Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов ф...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...