Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Расширение и активизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи:

-учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;

-учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

-формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы».

Коррекционно-развивающие задачи:

-закрепить знания и представления детей о зимующих птицах;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным

-употребление существительных в родительном падеже единственного и множительного числа.

-закреплять у детей навык использования в речи простого предлога на

-упражнять в узнавании птиц по их описанию, составление загадок-описаний по схеме.

-развитие эмоционально-волевой сферы.

-развитие общей и мелкой моторики.

-развивать внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная задачи:

-воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, схема рассказа, схема предлогов, аудио запись, кормушка, панно зимнего леса, магнитные доски, наборное полотно, игрушка Каркуша.

Ход занятия:

I. Организация начала занятия.

Дети стоят около логопеда.

Логопед: -Ребята, сегодня к нам пришли гости, улыбнитесь, покажите какое у вас хорошее настроение.

-Ребята послушайте загадку и отгадайте ее.

Дел у меня не мало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, дома.

Зовут меня ? (Зима).

-Ребята назовите признаки зимы.

Дети: -Солнце светит, но не греет.

День короткий ночь длинная

Выпал снег

Деревья стоят голые, покрытые инеем.

Реки и озера скованны льдом.

Зимующим птицам холодно и голодно.

Логопед: -Одним из признаков вы назвали, что зимующим птицам холодно и голодно. Назовите зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, голубь, синица, воробей, дятел).

Дети садятся на места.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: -Ребята сегодня мы ещё раз поговорим о зимующих птицах. Почему эти птицы называются зимующие?

Дети: -Потому что они не боятся морозов и зимуют в наших краях.

1.Дидактическая игра «Назови ласково» (Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Включается магнитофон, воспроизводится карканье вороны.

Логопед: -К нам прилетела Каркуша из передачи «Спокойной ночи малыши» (выставляется игрушка).

-Каркуша предлагает поиграть в игру «Назови ласково».

-Я вам буду говорить, что есть у большой птицы, а вы мне-что у маленькой птички.

Например:

Мягкое перо-мягенькое перышко,

пестрое крыло-…,

серая спинка-…,

острые когти-…,

круглая голова-…,

желтая грудь-…

2.Игра «Какой?Какая?»(подбор прилагательных к существительным).

Логопед: - Ребята, вы знаете, что у каждой птицы свой характер. Переверните картинки, посмотрите каждый на свою птицу и назовите какая она?

Воробей какой?

Дети: -Воробей боевой, шустрый, смелый.

Голубь безобидный, доверчивый.

Сорока внимательная, осторожная.

Синица веселая, юркая.

Дятел деловой, трудолюбивый.

Ворона хитрая, ловкая.

  3. Дидактическая игра «Чего не хватает» (Употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа; согласование существительных с прилагательными. )

Логопед: -Каркуша нарисовала птиц. Посмотрите, чего не хватает у каждой птицы. Давайте исправим ее ошибки.

Дети: -У вороны не хватает черного хвоста.

У воробья не хватает быстрых крыльев.

У сороки не хватает белых боков.

У голубя не хватает сизых крыльев.

У синицы не хватает желтой грудки.

У дятла не хватает острого клюва.

 

 

 4.  Дидактическая игра «Для чего?» (Формирование сложноподчиненных предложений с союзом чтобы).

Логопед: -Ребята, скажите, для чего нужен птицам клюв:

чтобы добывать пищу

вить гнезда весной

защищаться от врагов

кормить птенцов весной.

Для чего нужны перья:

чтобы защищаться от ветра и холода.

Для чего птицам крылья:

чтобы летать.

Для чего птицам когти:

чтобы держаться на ветвях деревьев

чтобы хватать добычу.

 5.  Физминутка.

Логопед: -Ребята, зимняя природа становится еще наряднее, когда на покрытых снегом деревьях появляются, прилетевшие с севера красавцы снегири.

Речь с движениями «Снегири».

Логопед: -Давайте поиграем в игру «Снегири»

Дети: -Вот на ветках посмотри,

(По 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(Руки скрестить на груди)

Распушили перышки,

(На первое слово каждой строки - частые потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)

Греются на солнышке.

Головою вертят, вертят

Улететь они хотят.

(По два поворота головы на каждую строку)

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями).

 

6. Игра "Скажи дальше". (Закрепление в речи предлога на).

Логопед: -Дети, давайте разместим на этой опушке наших птиц.

Ворону мы сажаем (на снег).

Дятел стучит (на берёзе).

Воробей чирикает (на кусту).

Голубь воркует (на крыше).

Синица клюёт ягоды (на рябине).

Сорока уселась (на ёлку).

7. Психогимнастика

    Музыка: вьюга.

Поднялась метель, завыла вьюга: у-у-у.

Холодно стало птицам.

Дети, изобразите озябших, голодных птиц.

Птицы полетели поближе к жилью человека в поисках корма.

Дети, покажите, как обрадовались птицы, когда люди насыпали им крошек.

8. Составление загадок описаний по схеме.  

Логопед: -А теперь поиграем в игру «Кто прилетел к кормушке?»

Каркуша хотела бы узнать, можете ли вы составлять загадки.

Вы должны составить загадку о зимующей птице по схеме. Отгадаете- эта птица прилетит к кормушке.

Начни свою загадку предложением: Это зимующая птица.

     Это зимующая птица. Перышки у нее коричневые, на груди серые. Живет она около людей. У нее есть голова, туловище, два крыла, хвост, две лапки. Клюет зернышки и крошки. Эта птица громко чирикает (по наводящему вопросу).

Это зимующая птица. Головка у нее черная, щечки беленькие, а спинка и крылья зеленовато-серые. Грудка у нее желтая с черным галстуком. Живет она около людей. У нее есть голова, туловище, два крыла, хвост, две лапки. Она любит лакомиться несоленым салом.

Это зимующая птица. Она пестрая, на голове у нее красная шапочка. Она живет в лесу. У нее есть голова, туловище, два крыла, хвост, две лапки. Она любит жучков, достает их из под коры. Лечит деревья.

Логопед: -Посмотрите сколько птиц прилетело к нашей кормушке.

Почему нужно заботиться о птицах зимой?

Дети: -Чтобы они не погибли от холода и голода.

     -Чтобы уничтожали вредных насекомых.

     -Чтобы они летом радовали нас своим пением.

Логопед: -И птицы нам благодарны, что мы о них заботимся.

Включается аудиозапись с голосами птиц.

Логопед: По небу весело скользя

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая,

Спасибо вам великое.

   III. Итог

Логопед: -О ком мы сегодня говорили?         

Дети: -О зимующих птицах.

Логопед: -Дети, вы были внимательны и активны. Каркуша принесла вам силуэты зимующих птиц, чтобы вы их раскрасили дома.

Дети: -Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности по музыкальному воспитанию « Волшебный сундучок осени»

Цели:      Воспитывать коммуникативные навыки детей при взаимодействии в  музыкальных играх.        Расширять представления детей о сез...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Лес – наше богатство».

Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....