Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе
статья по логопедии (старшая группа)

Нефедова Анна Ивановна

"Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движения и необходимые для этого взаимодействия, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее"  В. А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника с ОВЗ в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики. Недаром Л.А.  Венгер считал, что понятие школьной готовности – это достаточный уровень развития зрительно – моторной координации.

 У большинства детей старшего дошкольного возраста с  ОВЗ отмечается моторное отставание: пальцы малоподвижны, кистевая моторика развита слаба, поэтому многие дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь.

 Многие дети действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука.

 Несовершенство мелкой ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики. Поэтому можно говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.

 Следствием слабого развития моторики детей становится общая неготовность к письму.

 Нарушение координации движений ручной моторики у детей с ОВЗ отмечается многими авторами - С. К. Ефимовой, Е. А. Екжановой, А. Н. Корневым, Л. В. Цветковой. Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.

 Р.С. Немова в своих работах отмечает, что навыки мелкой моторики необходимы для выполнения таких точных действий, как манипулирование небольшими объектами, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах.

 Л.Е. Журова и Т.С. Комарова отмечают, что двигательная основа письма предполагает владение целым рядом умений: сохранение и направление движений руки, регулирование размаха, плавное и неотрывное движение, координацию.

 Авторы публикации Е. В. Мальцева и Н. В. Тихомирова «Диагностика и коррекция недостатков тонкой моторики у детей» выделяют значение игр и занятий, требующих целенаправленных движений пальцев рук.

 Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков.

 При этом теоретически доказана эффективность деятельностного подхода, эффективность развития через включение ребенка в разные виды детской деятельности, а также выбор содержания в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ребенка.

 Немаловажное значение в развитии мелкой моторики рук у детей с ОВЗ имеет хорошо оборудованная, насыщенная коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.        Так же необходимо развивать двигательную деятельность.К двигательной деятельности относится - пассивная гимнастика или самомассаж. Самомассаж кисти можно проводить, как подготовительный или заключительный этап при проведении игр и упражнений с пальчиками, а также как самостоятельное средство. В работе данного возраста можно использовать элементарные приемы: поглаживание, растирание.

 Активно используя игровую деятельность и предлагая воспитанникам игры с различными видами конструкторов, мозаиками, пазлами, шнуровками, так же является средством развития мелкой моторики.  Все эти игры относятся к активной гимнастике.

 Оптимальный вариант развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры подбирать необходимо с учетом возраста, развития детей, учитывать тематику образовательного процесса, сезонность, а также доступность по содержанию и воспроизведению. Знакомя детей с новой пальчиковой игрой, текст произносится медленно, четко, но в тоже время эмоционально. Чтобы привлечь внимание детей, создать образ – например, при знакомстве с пальчиками на каждый палец надевать крышечку – шапочку: Перед игрой с детьми обсуждается ее содержание, отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3—5 раз. Понять основу движения помогают объяснение, указание, оценка. Например, выполняя движение замочек, дети, соединив пальчики обеих рук, могут держать их расслабленно. Но только стоит внести уточнение: «Замочек крепкий», как дети напрягают мышцы без прямой команды. Обязательно применять игровые приемы, помогающие создать мотивацию и повысить качество выполняемых упражнений, например, волк не сможет войти в домик к зайцу, так как замочек крепкий. При повторном проведении игры воспитанники нередко частично начинают произносить текст, постепенно разучивают его наизусть, произносят целиком, соотнося слова с движением.

 Для развития мелкой и общей моторики благотворно влияет использование физкультминуток, которые так же используются для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Физкультминутки развивают координацию, ритмическую организацию движений. Принципы работы при разучивании физкультминуток те же, что и при пальчиковой гимнастике.

 Рисование, лепка, аппликация - это эффективные пути, используемые для развития моторики руки ребенка. Воспитанникам очень нравится экспериментировать с красками.

 Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбирают такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, дорожки к теремку.  Можно использовать карандаши, фломастеры, краски.

 Детям очень нравится лепить предметы. Украшать их. Используя в лепке метод налепа, при котором детям не нужны особые умения и навыки. Предлагая детям шаблон и картинку предмета для образца. Таким методом «налепа» можно сделать множество работ: шишки для мишки; точки на спинке божьей коровки; пирожки для Машеньки и медведя; украшения на новогоднюю елку и т.д.

 Дети так же любят заниматься аппликацией, с использованием различных круп, ватой, мятой бумагой, обрыванием и другим материалом.  Например, сделать для зайца теплую шубку. Для этого нужно нанести на заготовку клей, отрывать небольшие кусочки ваты и наклеивать их на заготовку. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

 Плетение из бумаги оказывает влияние на развитие точности движения, подвижности пальцев, а так же воспитание аккуратности, стремление доводить начатое дело до конца.

 Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, положить руки, кисти рук, держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

 Используя разные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...

Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей и доказано, что развитие ф...