Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя- логопеда.
статья по логопедии

Олеся Николаевна Муравьева

В современном обществе возрастает роль и значение информации. Цифровые образовательные технологии внедряются во все сферы жизни человека, бытовые и профессиональные. Без них свою жизнь я и не представляю. Уже не помню, как было раньше, кажется, так было всегда. Современное общество – это новый мир, мир технологий и информации, в этом мире живут наши дети, развиваются.  Мир информации дает новые возможности, безграничные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muraveva_o.n.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя- логопеда.

Муравьева Олеся Николаевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 168», г.Воронеж

olesia.murawiewa@yandex.ru

В современном обществе возрастает роль и значение информации. Цифровые образовательные технологии внедряются во все сферы жизни человека, бытовые и профессиональные. Без них свою жизнь я и не представляю. Уже не помню, как было раньше, кажется, так было всегда. Современное общество – это новый мир, мир технологий и информации, в этом мире живут наши дети, развиваются.  Мир информации дает новые возможности, безграничные.  

 Система образования трансформируется. Она предъявляет новые требования не только к результату освоения детьми новых знаний, но и к процессу обучения. Внедряются новые подходы, которые не заменяют традиционных,  а расширяют их возможности. Переход к ЦОС (цифровой образовательной среде) – необходимость, а не альтернатива. Для успешного развития системы образования в целом, и ее коррекционной части в частности, педагоги должны стремиться к увеличению использования цифровой образовательной среды для повышения эффективности образовательного процесса.

Я логопед, и в процессе своей коррекционной работы, очень активно использую цифровые технологии. Для меня цифровые образовательные технологии открывают новые возможности для оптимизации деятельности и создания современной обучающей среды для детей  с особыми образовательными потребностями.  Я успеваю сделать больше, чем делала раньше, за тоже время, и сделать это лучше, интереснее, нагляднее. Для меня это очень важно, это уменьшает сроки коррекции.

В последние годы, увеличилось число детей с речевыми патологиями. И поменялся не только количественный состав, но и качественный. Стало больше детей с тяжелым нарушением речи. Возникла необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Так как у таких детей низкая мотивация, и обычные методы работы им не всегда подходят. Нужен специальный подход, направленный на работу с детьми с особыми образовательными потребностями.

 Моя практика показывает, что чем больше и разнообразнее учебный материал, который я преподношу детям, тем меньше они утомляются, у детей появляется заинтересованность, желание заниматься, дети становятся более активными, они нацелены на результат. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом. Для детей с особыми образовательными потребностями, это особенно актуально, ведь у таких детей заметно снижены познавательные процессы.    

Современным детям интересно всё, что связано с компьютером, планшетом, телефоном, они с малых лет умеют пользоваться «гаджетами». Это не плохо, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка.

В каждом образовательном учреждении, будь то школа или детский сад, ИКТ занимают ведущую роль.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет мне творчески переосмысливать, художественно и эстетично оформлять свои методические идеи. Я стала делать то, чего раньше не делала. Например, создавать интерактивные игры на автоматизацию разных звуков; делать веселые клипы, чтобы физкультминутка не была только скучной необходимостью и многое другое.

Компьютерные технологии дают мне дополнительные возможности в моей коррекционной работе. Отсутствие мотивации, желания ребенком заниматься, приводит к отсутствию положительной динамики в коррекционной работе. И какими бы ни были желание логопеда работать, его знания и умения, порой этого бывает недостаточно. Ребёнка утомляет ежедневное однотипное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С помощью ярких, и самое главное информативных пособий мне удается вызвать интерес у ребенка к занятиям.

В своей  профессиональной деятельности  самостоятельно  выбираю, оцениваю эффективность и успешно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

1. Различные пособия для демонстрации на компьютере, проекторе, ноутбуке: электронные книги; речевые и неречевые звуки, для развития фонематического слуха ребенка; «Весёлая логоритмика» Е. Железновой; интерактивные игры на автоматизацию звуков;

артикуляционная гимнастика в виде веселых мультфильмов.

2. Использую готовые цифровые образовательные ресурсы: игры и презентации, программы  на сайтах (Мерсибо, Логопед,ру, Лого мир и др).

3. Создаю собственные презентации, картотеки картинок для занятий., создаю картотеки материала для закрепления пройденного материала дома. Создаю видеоролики, как правильно делать артикуляционную гимнастику, и рассылаю родителям для занятия дома с детьми.

4. Использую информационные интернет – ресурсы. Участвую в он-лайн вебинарах, семинарах. Обмениваюсь опытом с коллегами на различных интернет-площадках. Постоянно обучаюсь, получаю новые знания на различных он-лайн курсах. Также при помощи таких площадок, мы с коллегами обмениваемся различными пособиями, тем самым постоянно пополняю свою базу методических материалов и пособий, с минимальными материальными затратами.

5. Оформляю всю документацию, создаю электронную картотеку стимульного материала, наглядных пособий, бланков заданий. Слежу за инновациями в области коррекции звукопроизношения. Веду собственную страницу в соцсетях, и собственный блог на странице детского сада.

6. При помощи специальных программ, на занятиях, я записываю речь ребенка и потом даю ему прослушать запись. Чтобы он услышал со стороны, так как дети часто не слышат своих ошибок в речи. Особенно это актуально у детей-билингов.

7. Я пользуюсь электронными библиотеками, так как, часто бывает невозможно найти необходимую книгу.  Особенно если эта литература уже не издается.

8. Есть много электронных журналов, где мы, логопеды, делимся своим опытом. Я размещаю там свои статьи, тезисы, конспекты занятий. Эти журналы проводят конкурсы профессионального мастерства, я являюсь их постоянной участницей. Я участвую в конкурсах сама, и готовлю детей. Достаточно часто мои воспитанники являются победителями и лауреатами конкурсов.

9. Цифровые образовательные ресурсы помогают мне расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи: я делю презентации для родителей; веду страничку «Советы логопеда» на сайте детского сада; делаю видеоролики «Как правильно делать артикуляционную гимнастику»; чтобы родителям было легче делать домашнее задание; делаю консультации для родителей, чтобы повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей и размещаю их в родительских чатах.

10. Так же в своей работе использую программно-аппаратные комплексы, такие как «Дельфа», «Видимая речь», «Учимся говорить правильно».

Все эффективно работает вместе, дополняет друг друга.

Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. Соблюдаю время использования компьютера. После занятия обязательно делаю с детьми гимнастику для глаз. Для фронтальных занятий использую только проектор.

Я считаю, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например,  интересных мультимедийных презентаций делают мои занятия более эффективными. Дети меньше устают, им очень интересно, у них возрастает познавательная активность, дети очень стараются, так как хотят снова вернуться на занятия. Дети готовы заниматься ежедневно. Мне очень важно, что когда я захожу в группу, каждый ребенок просит, чтобы именно его я взяла на занятие. Экран притягивает внимание, которого я порой, не всегда могу добиться при фронтальной работе с детьми.

Цифровые образовательные ресурсы делают коррекционную работу более интересной и увлекательной для детей, а мне позволяют быть более успешной. Позволяют быть продвинутым логопедом. Быть на высоте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Использование новых образовательных технологий в работе учителя-логопеда

          Учитывая современную жизнь, учитель-логопед должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации,  внедрять в свою работу  инновационные ...

Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

Доклад из опыта "Цифровые образовательные ресурсы в работе учителя -логопеда"

Цифровые образовательные технологии прочно входят во все сферы жизни человека.     Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающе...