«Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Уразбаева Гузель Закировна

    Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.             Манеры исправления ошибок вне занятия и на занятии отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому «у всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов. А затем спрашивает «как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.           Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!», «я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации городского отдела город  Сибай  Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение «Центр  развития  ребенка - детский  сад  «Алёнушка»

Консультация для воспитателей  логопедических  групп                                                                                              

«Систематический  контроль за  поставленными звуками  и  грамматической  правильностью  речи детей»

                                                                             Провела: учитель-логопед                                   Уразбаева  Гузель  Закировна.

    Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.             Манеры исправления ошибок вне занятия и на занятии отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому «у всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов. А затем спрашивает «как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.           Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!», «я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».                                             Теперь  об  исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметное исправление ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.                                       В связи со сказанным, ошибки в ходе занятия должны фиксироваться воспитателем моментально (неверно, неправильно, не так сказал). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет ошибку только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.                                                                                          Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребенок неправильно произносит звук р, воспитатель может предложить ему: «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ, ВЫДЕЛЯЯ ЗВУК р, СЛОВА: СТРОИТЬ, ГОРКА, СОБИРАТЬ, ИГРАТЬ».                                   Может случиться и так, что одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесет и это вызовет смех у остальных. Следует предложить малышу сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.                            Для того, чтобы дети на занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.                           Процесс нормализации речи и снижение числа фонетических и лексико-грамматических ошибок возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...