Квест для педагогов по теме «Предупреждение дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»
методическая разработка по логопедии

Тарасюк Наталья Владимировна

Повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профилактики дисграфиии дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями, через  организацию квест – игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kvest_chistovik.docx428.06 КБ

Предварительный просмотр:

Квест для педагогов   по теме

«Предупреждение  дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»,

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профилактики дисграфиии дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями, через  организацию квест – игры.

Задачи:

1. Уточнить знания педагогов по проблеме профилактики дисграфии и дислексииу дошкольников.

2.Повысить профессиональный уровень педагогов.

3.Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в команде.

4.Совершенствовать практические навыки педагогов по профилактики дисграфии  идислексии

Атрибуты:зал оформлен в виде морской палубы, на доске плакат с изображением  корабля,  

 «морские метки» с частями ответов, кабинеты «Острова» оформлены  в определённом стиле

Вступительное слово ведущего Добрый день уважаемые коллеги! Наше мероприятие мы бы хотели начать с высказывания Кванта:

«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».

Вчера Вы прослушали теорию по теме «Профилактика дислексии и дисграфтии у дошкольников», а сегодня  закрепим полученные знания практически в виде квест-игры.

Обратите внимание на плакат, на нём парусник, на котором плывёт ребёнок по огромному морю Знаний. Мы педагоги – капитаны этого корабля, которые направляют парусник в нужном направлении.  Как  называется молодой моряк, который учится, и может стать  капитаном?  (юнга) Сегодня Вы  начнете своё  плаванье юнгами, а  выполнив все задания и преодолев все препятствия,Вам  будет присвоено звание капитанов.

Водят смело капитаны

                                                                   Корабли по океанам.

Интересно плавать им.

           Море любит умных, смелых!

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать,

         Капитаном сможешь стать.

Распределение педагогов  на команды.  Педагоги перевоплощаются в юнг,  надев бескозырки. Распределяются  на  3 команды, выбрав морские камешки разных цветов (красные, синие, зелёные). Каждой команде выдана карта -путешествий, в которой в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения «Островов Знаний»

Знакомство с правилами.Чтобы у ребёнка в школе не было нарушений чтения и письма у него должны быть сформированы психические процессы и познавательные функции.  Выполняя предложенные специалистами задания, Вы будете получать  «морскую метку» с  частью ответа на вопрос: «От каких психических процессов  и познавательных функций зависит  успешность ребёнка при  обучении чтению и письму?» В конце нашего мероприятия  Вы  сможете сформулировать   полный ответ.  

Прохождение педагогами основных этапов заданий маршрута

 Остров «Зорких глаз»

Игра «Найди букву»

Цель: развития зрительного гнозиса, буквенного гнозиса, формирование оптического образа буквы.

Ход игры: Логопед показывает плакатс перечеркнутым контурным изображением буквы,  педагоги должны:

- выделить буквы, наложенные друг на друга;

-определить буквы расположенные неправильно;

-добавить недостающий элемент;

-узнать сходные по начертанию буквы.

C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_121306.jpgC:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_121452.jpgC:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_121919.jpg

  Игра  «Найди отличия»

Цель: развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки  

Ход игры:  найди,  чем отличаются друг от друга парные картинки

C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_122033.jpg

Игра  «Прочитай слово»

Цель:   развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти развитие орфографической зоркости.C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_121631.jpg

Ход игры:C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_121616.jpg

-прочитать слова, где буквы зашифрованы;

-прочитать слова, написанные разным шрифтом.

Остров «Познания»

- Я приветствую вас на острове «Познания». Первопроходцы этого острова уже давно раскрыли его волшебную силу. А вот и наскальные надписи первооткрывателей этого острова (демонстрируется плакат с цитатами известных педагогов).

1. "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" В.А.Сухомлинский.

2. "...процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием..." Л.С.Выготский.

3. "Помоги мне это сделать самому!" М.Монтессори.

- Как вы понимаете смысл этих высказываний? (Варианты ответов).

- Сегодня мы выполним упражнения, которые направлены на подготовку руки к письму, знакомство со звуком и его графическим обозначением по методике М.Монтессори.  Методика Марии Монтессори является востребованной и актуальной в современном дошкольном образовании, но её часто обвиняют в том, что это молчаливая педагогика, а значит плохо развивает речь ребёнка, что особенно важно в дошкольном возрасте. Но для того,что бы слово могло о чём то сигнализировать ребёнку необходим опыт познания окружающего мира.  Признаки предметов, их связи и т.п. должны быть прочувствованны, систематизированы и осознаны, и тогда уже названы словом.  "Для того, что бы научить ребёнка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, то есть правильно различать", отмечает в своих работах М.Монтессори.   В этом и заключается суть становления и развития высших психических функций, отвечающих за процессы чтения и письма в более старшем возрасте. Дети дошкольного возраста усваивают лучше всего обычно то, что могут потрогать, разглядеть, послушать. Занятия с  Монтессори- материалом  "Шероховатые буквы"  как раз и  задействует необходимые органы чувств. В классической педагогике часто происходит обучение, основанное на заучивании, а данная методика пробуждает интерес ребенка к языку и к осознанному и самостоятельному изучению его особенностей, путем манипуляции с материалом. Если ребенок трогает шершавые буквы, глядя на них и слушая соответствующие им звуки, ему легче усвоить, какая форма буквы отображает какой звук, закрепить в зрительной и мышечно-мотроной памяти последовательность написания буквы, подготовить руку к письму.

 Упражнение "Знакомство с шероховатыми буквами"

Материал: деревянные или картонные таблички с наклеенными буквами из песчаной бумаги. Буквы письменного шрифта. Толщина линий букв - 1-1.5 см. Высота букв, не имеющих надстрочных и подстрочных элементов- 6 см. Согласные буквы наклеены на синие таблички, гласные - на красные, твердый и мягкий знаки - на белые. Все таблички с буквами стоят в одном ящике. Так же,  приготовьте к началу занятия корзинку, заполненную предметами, названия которых начинаются со звуков, соответствующих каждой букве алфавита.C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_115853.jpg

Цель:

Прямая: Знакомство с графическими символами для обозначения звуков речи. 

Косвенная: Подготовка к письму.

Один из воспитателей занимает место ребёнка. Педагог-ведущий демонстрирует упражнение, комментируя его этапы.

Займите место слева от ребёнка. Возьмите одну букву — например, «м» — и положите ее на стол перед собой и ребенком. Педагог берет одну из табличек и показывает ребенку, как нужно ее придерживать на столе левой рукой: большой палец вдоль нижней стороны таблички, а четыре остальных - вдоль левой стороны. Скажите: «Вот буква, которая обозначает звук [м-м-м]» («Это [м]»). Медленно проведите сложенными вместе указательным и средним пальцами по букве, одновременно произнося звук [м-м-м]. Повторите это еще раз. Указательный и средний — те пальцы, которые должны будут оставаться прижатыми один к другому, когда позже ребенок возьмет в руку карандаш.

Спросите ребенка: «Ты можешь произнести звук, который обозначается этой буквой? Звук [м]?» Обычно ребенок, повторяя за вами, отвечает на такую просьбу «мычанием»: «М-М-М». Подтвердите ему, что он не ошибся: «Да, это [м-м-м]». Повторение звуков — очень важный момент.

        А теперь предложите ребенку провести пальчиками по букве, одновременно произнося звук. Благодаря этому он сможет воспринять букву сразу во всех сенсорных параметрах: аудиально (он произносит звук, следовательно, слышит его), тактильно (он трогает букву) и визуально (он смотрит на букву). C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_115759.jpg

Достаньте из корзинки предмет, название которого начинается со звука, обозначаемого выбранной буквой. Допустим, это будет мандарин. Скажите: «[М] — с этого звука начинается слово „мандарин“» и положите мандаринку перед собой. Предложите ребёнку найти картинку на заданный звук. Если ребёнок хорошо справился с упражнением, можно продолжить и с другими буквами.

        Воспитателям предлагается разбиться на пары (педагог-ребёнок) и самостоятельно выполнить упражнение «Знакомство с шероховатыми буквами» точно соблюдая его  последовательность и детали.

 Для закрепления навыка можно предложить и дополнительные упражнения. Теперь вы можете сами их предложить. За что и получите часть ответа нашего основного задания. (Педагоги предлагают дополнительные варианты упражнений с шероховатыми буквами, либо ведущим демонстрируются его варианты)

Дополнительные упражнения (например)

  1. Работа с закрытыми глазами. (Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает или завязывает глаза. Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, каким звукам они соответствуют).Знакомство с другими буквами. Если ребенок трудно запоминает новое, то одна или даже две из них могут быть уже знакомы, и только одна буква - новая. (Для удобства работы полезно иметь рядом с этим материалом перечень, какие буквы уже были презентованы ребенку. Это могут быть отдельные карточки на каждого ребенка или общий список, в котором против фамилии ребенка пишется весь алфавит. После презентации соответствующая буква подчеркивается, а когда она усвоена - обводится).C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_115949.jpg
  2. Написание изученной буквы на подносе с песком или манкой. (Ребенок готовится к письму на бумаге. Здесь очень легко исправлять неудачно написанную букву: после легкого встряхивания подноса материал снова готов к работе.)
  3. Написание изученной буквы мылом или мокрым пальцем, кисточкой. (Ребенок тренируется в повторении очертаний буквы.)C:\Users\э\Desktop\Новая папка\20220415_120030.jpg
  4. Написание буквы карандашом или ручкой на листе бумаги. (Это не тренировка в письме букв, это результат. Очень удобно вписывать букву в квадратный листок бумаги, затем сворачивать листок в четыре раза и вписывать буквы в каждую клеточку, потом - в 16 раз. Так, постепенно уменьшая размер клеточки, можно побудить ребенка уменьшать размер написанных букв.).
  5. Написание буквы карандашом или ручкой в тетради для письма. (Детям нравятся тетради небольшого формата с увеличенной шириной строки.)

       Правильная презентация этого материала ребенку помогает развитию трех видов памяти: зрительной, тактильной и слуховой, а также служит укреплению мускулатуры руки, стимулирует повышение интереса к интерпретации звука, а значит к грамотному письму. Усиливается интерес к изучению букв, а значит, сокращается время изучения и ускоряется переход к первому чтению и письму.

Остров «Звукоград»

Игра «Ромашки»

Цель:развивать слоговую структуру слова;формировать навык деления слов на слоги;

развивать абстрактно-логическое мышление.

Задание: собрать лепестки ромашек к нужной серединке. На каждом лепестке слова – картинки с различным количеством слогов. Произнеси название предметов, отхлопай по слогам и положить к нужной серединке с изображением слоговой схемы.

Логопед C:\Users\э\Desktop\Новая папка\IMG-9fc13fc20a36bb34e4f37be8d19f982d-V.jpg

Как-то жарким летним днём

Говорят букашки:

«А давайте-ка начнём

Собирать ромашки!»

Прежде, чем собрать цветки,

Подбери-ка лепестки.

Логопед раскладывает лепестки и серединки на столе.

«Их непросто подобрать:

Нужно слоги сосчитать»

Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдёт ли лепесток к этой серединке.

После того как ромашки будут собраны, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на лепестках.

Логопед

Молодцы, но всё же нужно

Повторить картинки дружно.

Игра"Прочитай слово по первым буквам названий картинок»

Цель: закрепить  умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звуко-буквенный анализ слов.
Задание:в каждой отдельной строке над линиями размещены картинки, из заглавных букв которых ребенок должен собрать слова.
Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв.

Игра «Вазы и цветы»

Цель:Развивать фонематическое восприятие.

Учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схеме.;

Задание: дети берут цветок, называют картинку и говорят в какую вазу нужно поставить этот цветок. После этого следует работа по схеме: ребёнок называет первый звук, второй и далее, сопровождая показом изображение звуков на схеме. Если картинка действительно подходит к данной схеме, «цветок» ставят в «вазу».

Логопед

Дети по лесу гуляли

И букет цветов набрали.

У цветочков в серединке –

Нарисованы картинки.

Логопед показывает цветы

Вазы – тоже непростые

Всюду – схемы звуковые.

Логопед расставляет вазы

С вами вазы мы возьмём

И по вазам разнесём.

Картинку нужно называть

И к слову схему подбирать.

Логопед

Ну что ж, вы выполнили это –

Какие яркие букеты!

Подведение итогов

Уважаемые коллеги, мы с вами совершили путешествие по морю Знаний, побывали на разных островах, на практике применили методы и формы работы, представленные на семинаре.  Собрав «Морские метки» Вы должны были ответить на вопрос «От сформированности, каких психических процессов и познавательных функций зависит успешность ребёнка при обучении чтению и письму?» Давайте обсудим, какие выводы можно сделать?

  Педагоги обмениваются мнениями, из частей собирается ответ: зрительное (оптическое) восприятие, пространственное восприятие, произвольность внимания (сосредоточенность внимания), слуховое (фонематическое) восприятие, мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация), мелкая моторика (графомоторные навыки)- должны быть развиты у ребёнка, чтобы он был успешен при обучении чтению и письму.

Вы начали своё плаванье неопытными юнгами, заканчиваете путешествие опытными капитанами, которые смело могут направлять   парусник, на котором плывёт ребёнок, по огромному морю Знаний.   Поздравляю Вас со званием капитан.

А закончить   наше мероприятие мы хотим притчей:"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. 
- Эту притчу мы взяли не случайно. Ведь действительно  всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. 
Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Консультация на тему: "Профилактика дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями".

В консультации дано краткое описание понятия - дислексия и предложены игры на коррекцию дислексии....