Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразах. «В гости к Матрешке»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Замотаева Светлана Юрьевна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука  Ш. подготовительный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_matreshke._individualnoe_zanyatie_zvuk_sh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук «Ш». Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразах. «В гости к Матрешке»

Возрастная группа: подготовительная

Форма ООД: занятие

Форма организации: индивидуальное

Цель: создать условия для автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразах.

Задачи:

Образовательная:

- уточнить представления о звуке [ш];

- закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;

- закрепить умение определять место звука в слове;

-закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными по родам и падежам;

-продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающая:

-формировать плавный длительный выдох;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис, воображение.

Воспитательная:

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Оборудование: чудесный мешочек и мелкие игрушки (башня, шарик, катушка, шишка, машинка, и др.), картинки-символы, 3 картинки-шкафа, картинки со звуком ш, картинка клоуна.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Ребенок заходят в кабинет и обнаруживают на полу письмо. Что за странное письмо?

- В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? 

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.)

2.Игровое упражнение «Паровозик громче и дольше подаёт сигнал»

- Паровозик (машина, пароход и. т. д) отправляется и подаёт сигнал отправки. (Предлагается ребёнку подуть в пузырёк, не надувая щёк)

Вот мы и добрались до леса. Давай я прочитаю дальше приглашение:

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём».

- Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам)

3.Артикуляционная гимнастика «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы)».

- Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Ребенок узнает звук Ш по беззвучной артикуляции и произносят его.)

4.Анализ артикуляции звука [ш].

- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

5.Характеристика звука [ш].

- Давай расскажем о звуке [ш].

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный);

Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык);

Звонкий или глухой? (глухой);

Твёрдый или мягкий? (твёрдый);

Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)

Каким цветом обозначаем? (синим).

6. Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия):

-Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (медленно читается стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

- Посмотри, нас встречает Матрёшка.

- У Матрёшки есть чудесный мешочек, она хочет поиграть с тобой.  

7. Игра «Чудесный мешочек»

8.Игра «Матрёшкина избушка»:

- Матрёшке так понравилось играть с тобой, но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давай попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки: в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии, в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками уберем картинки с тремя слогами в названии». Ребенок выполняет слоговой анализ слов: шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывает картинки к соответствующему макету шкафа.

9. Игра «Большой – большая»:

- Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой»? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф»«большой ковш»«большой душ»«большой шиповник».)

- А про что можно сказать «большая»?

(«Большая шапка»«большая кошка», «большая подушка»«большая шуба», «большая чашка».)

 – Спасибо Матрёшке за гостеприимство, но нам пора уже возвращаться в детский сад.

10. Динамическая пауза «Поезд» (Ребенок становится за учителем-логопедом, изображая, поезд. Впереди поезда. Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжаем к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорим: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется. Давай изобразим разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро, товарный — шшшу-шшшу (медленно).

-Посмотри, поезд останавливается, а на перроне нас встречают артисты цирка.

11. Игра «Артисты»

Выбираются картинки символы:«мышка» – говорит высоким голосом, «мишка» – низким, страшным голосом, «кошка» – ласковым голосом. Ребёнок выкладывает на стол 3 любых картинки из 15 со звуком Ш, накрывает их любым символом и называет «спрятанные картинки», имитируя голос и характер персонажа – символа.

12. Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводит руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитирует мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрит вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрит вниз.

Вот налево повернулась. Смотрит влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводит «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Ребенок приседает.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрит прямо.

И закрыла их руками. Закрывает глаза руками.

13. Игра «День и ночь»

-Долго ли коротко мы добирались до дома (убираются картинки со стола, поясняя:

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем учитель-логопед продолжает рассказ, а ребенок сам договаривает словосочетания, глядя на картинки, которые выкладываются на стол.

 День прошёл – сразу всё нашёл:

Белую, смелую ….

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь», и нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти, без опоры на картинки ребенок восстанавливает последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

14. Итог занятия.

- Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

- В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для тебя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах. «В гостях у Песочной Феи» (старшая группа)

Конспекты индивидуальных занятий с использованием песочной игротерапии....

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.

Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...

Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах с использованием ИКТ "Волшебная веревочка"

Занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и фразах с использованием ИКТ "Волшебная веревочка"....