Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие в страну звука (Л)".
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Зимою этого года в нашем детском саду я с коллегой пробовала свои силы в логопедическом проекте. Целевая аудитория этого проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители. Итогом проекта стало совместное мероприятие учителей-логопедов, воспитанников и их родителей. Данный проект нашел большой эмоциональный отзыв среди родителей, которые принимали непосредственное участие: изготавливали пособия, отвечали вместе с детьми на вопросы, увидели основные приемы работы учителя-логопеда в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

«Путешествие в страну звука Л»

        Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, настолько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей.

        В ходе логопедической работы необходимо:

1. Помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;

2. Разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа;

3. Подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

        Актуальность и востребованность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

1. Ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

2. Необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

        Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

        Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста с ТНР, их родители, воспитатели.

        Цель проекта:

1. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

2. Постановка и автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Развитие фонематического слуха с помощью музыкальных инструментов.

5. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

        Оборудование: альбом для артикуляционной гимнастики для звука «Л», выполненный родителями воспитанников; бродилка со словами на звук «Л»; альбом со словами на звук «Л», выполненный родителями воспитанников; альбом с загадками и отгадками на звук «Л», выполненный родителями воспитанников; музыкальные инструменты; схемы с определением места звука в слове (начало, середина, конец); атрибуты для стихов; карточки для мнемотехники; мольберт; медали для детей.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПРОЕКТА

1. Приветствие

        Приветствие родителей и детей в музыкальном зале, кратное проговаривание основных задач встречи.

2. Артикуляционная гимнастика

        Выполнение основных артикуляционных упражнений для формирования звука «Л» с опорой на альбом «Артикуляционная гимнастика», выполненный родителями воспитанников («Слоненок улыбается», «Футбол», «Чистим зубки», «Маляр», «Качели», «Часики», «Змейка», «Индюк», «Самолет летит», «Лесенка», «Вкусное варенье», «Лошадка»).

3. Игра-бродилка «Лунтик в гостях у Милы»

        В ходе игры дети перемещаются по игровому полю, называя по пути картинки на автоматизируемый звук «Л». Для передвижения можно использовать маленькие игрушки из «Киндер-сюрприза» - машинки, паровозики и т.д. Материал нравится детям, помогает быстро автоматизировать поставленные звуки.

Слова для игры: ЛАПТИ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, АКУЛА, ЛОПАТА, ШАЛАШ, ЮЛА, ЛАДОНИ, МОЛОТОК, КОТЕЛОК.

4. Игры со словами

4.1. Представление альбома со словами на звук «Л», выполненный родителями воспитанников.

4.2. «Найди звук»

Развитие фонематического слуха с помощью музыкальных инструментов. Раздать родителям и детям музыкальные инструменты. Услышать звук «Л» в словах и с помощью музыкальных инструментов (ложек, колокольчиков и т.д.) сообщить об этом.

Слова для игры: ТЕЛЕФОН, СТОЛ, ЛЕСТНИЦА, ЛАМПА, ЛЕВ, ВЕЛОСИПЕД, ЛЯГУШКА, ЛЫЖИ, СУСЛИК, БЕЛКА, ЛЕДЕНЕЦ, ГЛОБУС, ЛИСТ, СОЛОНКА, ЛИНЕЙКА, ЯБЛОКО, ЛЕБЕДЬ, ПЧЕЛА.

4.3. Отгадывание загадок, в отгадках которых есть звук «Л».

Висит груша – нельзя скушать (Лампочка).

Плывет лебедь без крыльев по реке (Лодка).

Сама не ем, а людей кормлю (Ложка).

Его не укусишь, хотя он и близко (Локоть).

Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал (Лопата).

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (Лось).

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет … (Луна).

Бегут по дорожке

Доски да ножки (Лыжи).

4.3. Нахождение звука «Л» в словах, показ схемы с местоположением звука в слове.

Слова для игры: ЛАМПОЧКА, ЛОЖКА, ЛОПАТА, ЛОСЬ, ЛЫЖИ, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛУК, ЛУНА.

5. ФИЗПАУЗА: Игра «Горошинки». Под музыку дети и родители гуляют по музыкальному залу. Когда музыка останавливается, логопед произносит слово и отхлопывает количество слогов данного слова. Участникам необходимо встать в группу с определенным количеством участников, сколько слогов – столько участников.

Слова для игры: ЛАСТОЧКА, ЛЫЖИ, ХОЛОДИЛЬНИК, СОЛНЫШКО, ПЧЕЛА.

6. Работа над связной речью.

6.1. Совместно с родителями (пригласить родителей к столам своих детей). За 1-2 минуты придумать и записать на листе бумаги как можно больше слов, в названиях которых есть звук «Л».

1 группа «Продукты питания и названия блюд».

2 группа «Растения» (что мы понимаем под этим понятием).

6.2. Стихи с элементами драматизации.

Запилила пила, зажжужала, как пчела,

Отпилила кусок, наскочила на сучок.

Лопнула и стала –

Начинай сначала.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.  

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла,

Булку цап – и все дела!

Лола за столом сидела,

На лапшу с тоской глядела.

Лола кушать не хотела –

Шоколадку Лола съела.

Мила куколку качала,

Чтобы дочка не кричала.

В одеяло завернула,

Чтобы куколка уснула.

Белый волк на свете жил.

Часто лапы с мылом мыл.

Чистоплотный очень был

И без мыла долго выл.

В гладиолусах фиалка

Незаметно зацвела.

«Мне фиалку очень жалко», -

Тихо молвила пчела.

Сидел Николка

В жёлтой футболке.

Для белой лайки

Играл на балалайке.

Наша лошадка на лодке каталась,

Лошадка волны совсем не боялась.

Плавала долго на лодке лошадка,

А после прогулки спала она сладко.

На полянке Колобок

Нитки сматывал в клубок,

Ниток белых, жёлтых, алых,

Намотал клубков немало.

И пошёл домой устало,

И залез под одеяло.

Отлежал себе бока –

Ох, и жалко Колобка!

Ловкая белка на ёлке сидела,

С ёлочки белка на землю глядела.

 - Сколько иголок еловых упало! –

Ловкая белка неслышно шептала.

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.

6.3. Чистоговорки с элементами мнемотехники.

Палку толкал лапой Полкан.

Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку.

7. Рефлексия.

8. Вручение медалей участникам проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»

Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Путешествие в «Город мастеров»

Образовательные задачи:Совершенствовать навыки количественного счёта в пределах первого десятка, соотнесения числа и количества.Закреплять умение находить соседей заданного числа,  называть для к...