Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнения можно использовать на индивидуальных занятиях с логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_logoritmike_zvuk_v_diff._v_v.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике. Тема  «Знакомство со звуком Вь. Дифференциация звуков В-Вь»

(4-6 лет)

Задачи:

  1. Вызывание согласного звука [Вь], закрепление ассоциации символом ветерка и звука [В]; дифференцировать звуки В-Вь
  2. Развитие речи, фонационного дыхания, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

3.Продолжать развивать артикуляционную моторику, используя биоэнергопластику.

 4.Учить показывать звук [Вь] фонетической ритмикой, вызывать ассоциации согласного мягкого звука с зеленым цветом.

5. Учить ритму, используя боди перкуссии.

Материалы и оборудование: изображение символа ветра и ветерка; персонаж: Лягушка; фонограмма со звуком ветра; детские песенки «Хей, хей, тебе привет», «Чух, чух, паровозик»; танец-игра «Тетя-весельчак», «Попевка №1 Новиковой Иванцовой»; минусовка «Китайской кукушки»; ленты по 2 шт. на каждого ребенка: синяя и зеленая.

Ход занятия:

  1. Под веселую песенку «Чух, чух паровозик» дети оказываются в лесу.

Логопед: Ой, а куда это мы с вами попали на нашем веселом паровозике?

(звучит фонограмма ветра) Правильно. Мы с вами оказались в лесу, в лесу всегда самый чистый и свежий воздух и слышен как воет сильный ветер и слабый ветерок. Давайте покажем как дует сильный ветер (имитация с сильным выдохом) и как дует слабый ветерок (имитация со слабым выдохом).

  1. В этом лесу живет наш друг Ветер, но он не один, у него есть малыш ветерок. Логопед проговаривает стихотворение, дети пропевают звук В, изображая руками звук В с помощью фонетической ритмики.

В лесу воет сильный ветер: В-В-В.

С ветром воет и волчок: В-В-В.

В высь взлетает самолет: В-В-В.

А на речке пароход: В-В-В.

          В соавторстве с Т. Коноваловой

Логопед второй раз проговаривает, дети проговаривают звук Вь, изображая руками звук Вь с помощью фонетической ритмики.

В лесу воет ветерок: Вь-Вь-Вь.

С ветром воет и волчонок: Вь-Вь-Вь.

В высь взлетает самолетик: Вь-Вь-Вь.

А на речке пароходик: Вь-Вь-Вь.

          В соавторстве с Т. Коноваловой

Логопед: Давайте с ними поздороваемся песенкой «Хей, хей тебе привет». После приветствия логопед подходит к каждому ребенку  и поет «(имя ребенка) тебе привет!»

  1. Логопед: Сегодня мы оказались в лесу, где живет ветер и ветерок. Какой звук слышится, когда мы изображаем как дует сильный ветер? (звук В), а слабый ветерок? (звук Вь) Логопед демонстрирует артикуляцию звуков В, Вь. Посмотрите, что делают губки и зубки? (верхние зубки сильно сближены с нижней губой). Что делает язычок? (ничего, лежит). Горлышко работает? (работает) Поднесите ручку к ротику и скажите откуда выходит воздух из ротика или из носика? (из ротика). А когда мы произносим звук Вь, мы делаем так же только при этом сильно улыбаемся
  2. Фонетические упражнения. Демонстрация звуков В, Вь с помощью рук. Руки развести в стороны, изображая как летит самолет и произносить звук В и самолетик – звук Вь.

 Повторить стихотворение Т. Коноваловой «В лесу воет ветерок…» с помощью фонетической ритмики

Показывается фонетическая ритмика с помощью рук. Слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВЭ, ВЯ, ВЁ, ВЮ, ВЕ, ВИ. Слова: ВОТ, ВОДА, ИВА, ДИВО, ДИВАН, ВИТА,  ВЕСНА, ВИТАМИН (логопед показываем беззвучно с помощью фонетической ритмики, дети угадывают слово, а затем показывают вместе)

  1. Логопед: Ветер и Ветерок очень любят гулять в своем лесу, а особенно заходить в гости к своим подружкам:

На болоте во весь дух

Сидит квакает….(лягушка и ее подружка жаба)

Давайте вместе с лягушками и жабами споем их любимую песенку: КВА-КВА-КВА. (Вместе с лягушками и жабами поют попевку Новиковой-Иванцовой. Логопед поет словами, а дети, имитируя руками лягушек, жаб поют КВА-КВА-КВА, меняя силу и высоту голоса: лягушки поют высоким голосом, а жабы - низким)

Вот лягушка: КВА-КВА-КВА

На болоте: КВА-КВА-КВА

Прыг на кочку: КВА-КВА-КВА

Ловит муху: КВА-КВА-КВА

     Это жаба: КВА-КВА-КВА

     На болоте: КВА-КВА-КВА

     Прыг на лютик: КВА-КВА-КВА

     Ловит муху: КВА-КВА-КВА

Вот лягушонок: КВА-КВА-КВА

На болоте: КВА-КВА-КВА

Прыг на лотос: КВА-КВА-КВА

Ловит муху: КВА-КВА-КВА

     Это жабенок: КВА-КВА-КВА

     На болоте: КВА-КВА-КВА

     Прыг на ирис: КВА-КВА-КВА

     Ловит муху: КВА-КВА-КВА

                        В соавторстве с Н. Бакиевой

  1. Боди перскуссии: Вова- выпускник

                                                Ваня- выдумщик

Вова-выпускник (на слог ВО-хлопок в ладоши, ВА- удар правой рукой по грудной клетке), (ВЫ-хлопок, ПУС – удар правой рукой по грудной клетке, КНИК- удар левой рукой по грудной клетке)

   Ваня-выдумщик (на слог ВА-хлопок в ладоши, НЯ- удар правой рукой по грудной клетке), (ВЫ-хлопок, ДУМ – удар правой рукой по грудной клетке, ЩИК- удар левой рукой по грудной клетке). НА какой звук начинаются все слова? (Правильно на твердый согласный звук В)

ВИТА-ВИТАМИН

ВЕРА-ВЕЛИКАН

ВИТА-ВИТАМИН (на слог ВИ-хлопок в ладоши, ТА- удар правой рукой по грудной клетке), (ВИ-хлопок, ТА – удар правой рукой по грудной клетке, МИН- удар левой рукой по грудной клетке)

ВЕРА-ВЕЛИКАН (на слог ВЕ-хлопок в ладоши, РА- удар правой рукой по грудной клетке), (ВЕ-хлопок, ЛИ – удар правой рукой по грудной клетке, КАН- удар левой рукой по грудной клетке). НА какой звук начинаются все слова? (Правильно на мягкий согласный звук Вь)

По желанию детей можно повторить медленно, затем в ускоренном темпе.

  1. Логопед: Мы с вами попали с очень веселый лес, где все любят танцевать, давайте и мы потанцуем. Биоэнергопластика игра-танец «Тетя-весельчак» знакомые упражнения.
  2. Логопед: А теперь Ветер и Ветерок хотят поиграть с вами в игру «Эхо». Я буду хлопать и произносить слоги, а вы повторяйте за мной:

1 хлопок – ВА

1 холопок к ладоши на твердый звук В,  удар руками по коленкам на мягкий звук Вь – ВА ВЯ, ВО ВЁ, ВУ ВЮ, ВЭ ВЕ, ВЫ ВИ

1 долгий хлопок, 2 быстрых – ВА ВЯ ВЯ и т.д.

  1. Логопед: А теперь давайте Ветеркам покажем нашу любимую игру с лентами. Звук В – согласный, твердый и обозначим синей лентой, а звук Вь – зеленой лентой. (раздаются по 2 ленты каждому ребенку: синяя и зеленая) Если я скажу звук В, то поднимите синюю ленту вверх, а если звук Вь - зеленую, другие звуки не поднимайте. (В, Вь, А, О, В, З, ВЬ, И, В,  Вь…) Логопед: А теперь давайте с вами потанцуем с лентами. Звучит минусовка «Китайской кукушки» и дети выполняют упражнения с лентами, повторяя за логопедом.
  2.  Логопед: а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Под музыку «Чух, чух, паровозик» дети выстраиваются друг за другом и имитируя паровоз выезжают из зала/группы.

Используемая литература:

  1. Бакиева Н. З. Интегрированные занятия с неговорящими детьми с использованием приемов логоритмики. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019.
  2. Видео и аудио с интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: дифференциация звуков [Л] — [Р]

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков [Л] — [Р], анализ и синтез одно-, дву-, трехсложных слов....

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Конспект занятия в старшей логопедической на тему: "Дифференциация звуков С—Ш"

Цели: корррекционно-образовательные:научить давать  акустико-артикуляционную характеристику звуков « Ш»,« С»  с опорой на различные виды контроля;различать звуки на с...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука «Ш-Ж»

Конспект занятия, в помощь при работе по дифференциации звуков "Ш-Ж""...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звука "С-З"

Конспект занятия по формированию умения дифференцировать звуки изолировано на уровне слога, слова....