Игры и упражнения по лексической теме "Поздняя весна"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Гува

Игры и упражнения в рамках лексической темы "Поздняя весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексическая тема "Поздняя весна"789.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«ПОЗДНЯЯ ВЕСНА.РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

 

Уточнение и активизация словаря по теме.

Весна, месяц, март, апрель, май, период, полдень зелень, листва, зяблик, кукушка, журавль, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое; ранний, поздний, весенний, зеленый, перелетный, первый, звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный; прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.

Игра «Почемучка»

Установление элементарных причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче, чем зимой?

Игра «Продолжи предложение»

Образование существительных множественного числа

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

Игра «Какой, какая, какое, какие?».

Совершенствование грамматического строя речи

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Развитие тонкой моторики

К нам весна лишь заглянула

В снег ладошку окунула

И расцвел там нежный

Маленький подснежник

Потянуть руки вперед

Руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки

то тыльной, то лицевой стороной

Руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка

Пальцы раскрываются, словно подснежник

Подвижное упражнение «Веснянка»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно опускают руки.

Бегут на носочках в противоположную сторону.

Руки на поясе.

Меняют направление движения. Идут, высоко поднимая

Колени и взмахивая руками.

Подвижное упражнение «Стрекоза»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

Вверх, вниз,

Взад, вперед,

Как прозрачный самолет.

Бегут по кругу, расставив руки.

Руками показывают большие глаза.

Бегут на носочках.

Двигаются в полуприседе.

Вновь бегут по кругу.

Стихотворения про весну.

Где ты, солнышко, проснись!                      

Где ты, скворушка, вернись!                        

Сыпать снег зима устала.                            

Кап, кап, кап! Весна настала!                      

Е. Карганова.                                                

Сквозь слезы вздыхая:

По весне набухли почки                                

И проклюнулись листочки.                            

Посмотри на ветки клена-                                        

Сколько носиков зеленых!

Т. Дмитриев                                                 

К нам весна шагает быстрыми шагами.    

И сугробы тают под ее ногами.                  

Черные проталины на полях видны.          

Верно, очень теплые ноги у весны.            

И. Токмакова.    

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

   

  1. Упражнение «Штриховка».

  1. Перечисли приметы поздней весны.

 _________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

3.Игра «Один - много».

ПРИМЕР. Гнездо – гнезда

Перо –  _________________

Дерево – _______________  

Птенец –  _______________

Детеныш – _____________

Ветка –  ________________

Лист –  _________________

Зверь –  ________________

Почка – ________________

Песня – ________________  

4. Упражнение «Подбери как можно больше слов».

Весенний – _______________________________________________________

Весенняя – _______________________________________________________

Весеннее – _______________________________________________________

5. Подготовьте с ребенком пересказ текста.

Не забудьте, что сначала вы должны выразительно прочитать рассказ ребенку, потом – задать несколько вопросов, затем еще раз прочитать текст, предупредив о том, что его надо будет пересказать.

Весну открыли грачи. Они прилетели, когда еще лежал снег, и сразу же принялись за ремонт старых гнезд и постройку новых. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда лес покроется зеленой дымкой прилетят соловьи, кукушки, ласточки и стрижи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Логопедические игры и упражнения по лексической теме «Весна» для детей 5 – 7 лет.

Цель игр и упражнений по развитию речи весной – это совершенствование связной речи, закрепление знаний о признаках весны, расширение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления и в...

Картотека игр и упражнений по лексической теме "Весна"

Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений....

Картотека игр и упражнений по лексической теме "Весна"

Игры и упражнения, направленные на развитие, уточнение и обогащение соваря детей по теме "Весна", развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....