Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Насекомые и пауки».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Насекомые и пауки».

3. Графический материал по лексической теме «Насекомые и пауки».

4. Домашнее задание по лексической теме «Насекомые и пауки».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Насекомые и пауки»

Цель: Создание условий для развития речевой активности дошкольников в процессе знакомства с насекомыми.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, употребления предлогов;
  • учить составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь и логическое мышление;
  • совершенствовать мелкую и общую  моторику, речевое дыхание;
  • развивать зрительное восприятие при составлении целого из частей.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки.

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

Ползла букашка

По большой ромашке.

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте,  дети:

Кто расставил сети? (Паук)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)


В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет,

Дом повыше построить хочет. (Муравьи)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а как обидишь – ужалят. (Осы)

С утра жужжу,

Цветы бужу.

Летаю-кружу,

Мед вожу. (Пчела)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Какая коровка, скажите, пока

Еще никому не дала молока? (Божья коровка)

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский… (Жук)

II. Основная часть:

Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о насекомых и пауках! Каких насекомых вы знаете? Насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред.

Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки) Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.

Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается? Насекомые жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.

Ребята, а почему осенью мы не видим насекомых на улице? Правильно, в холодное время насекомые спят.

1. Массаж биологически активных точек

Давайте представим, что мы с вами цветочки. Как с нами обращаются насекомые?

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки.

(постукивать по лицу подушечками пальцев)

А прожорливые мошки

Объедают понемножку.

(пощипывание)

Мухи возле нас снуют,

Больно крылышками бьют!

(похлопывание)


Паутиной, как веревкой,

Нас паук опутал ловко.

(вертикальные и горизонтальные линии)

Вот как нас обидели

Разные вредители!

Но хозяюшка - пчела

Вредных мошек прогнала!

(разглаживание)

И за это пчелке в дар

Отдадим мы свой нектар!

2. Артикуляционная гимнастика

На болоте в старом пне жил комар. У него был длинный-предлинный нос, острый, как сабля.

«Трубочка»

Каждое утро комарик делал зарядку. Он тянулся носом к потолку, затем наклонял его к полу и тянул вправо и влево.

Тянуть губы, сложенные в трубочку, в разные стороны

Вылетая на прогулку, комарик здоровался с жителями болота: мухами, светлячками, комарами, пауками и бабочками. Он поднимал вверх тонкую лапку и махал своим друзьям.

Острый язык тянуть к носу, облизывать верхнюю губу

Однажды рядом с болотом поселилась большая лягушка. Она широко открывала свой рот и издавала громкий звук, чем очень сильно пугала насекомых.

«Окошко»

Лягушка широко скалилась и показывала всем свои огромные зубы. Каждая муха и каждый паучок очень боялись этих зубов.

«Улыбка»

Насекомые собрались и пошли к комару. Они стали слезно просить его помочь им, прогнать лягушку. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Лягушка сидела на кувшинке и широко раздувала свои щеки.

Надуваем щеки

Комар вытянул вперед свой острый нос и, размахивая им из стороны в сторону, полетел прямо на лягушку.

«Часики»

Лягушка как увидела комара, сразу же испугалась такого зрелища, громко квакнула и попрыгала со всех ног подальше от болота. Только лапы ее взлетали вверх-вниз.

«Качели»

Насекомые обрадовались и стали хвалить комара, спасибо ему говорить. А комар с тех пор стал каждый день летать вокруг болота и охранять его от лягушек.

«Варенье»

Вот такой храбрый комар!

3. Дыхательная гимнастика «Насекомые»

Раздать детям бумажных насекомых на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на насекомое через рот.

4. Чтение рассказа «Как бабочки от врагов прячутся»

В лесу на полянке жили четыре бабочки. Одна беленькая, одна желтенькая, одна красненькая и одна черненькая. Раз полетели бабочки гулять. Летали, летали, играли, играли, вдруг видят, - летит большая черная птица. Испугались бабочки и стали прятаться.

Беленькая бабочка увидела белую ромашку, села на нее, сложила крылышки и стала незаметна.

Желтенькая бабочка нашла желтый одуванчик и укрылась на нем. Красненькая бабочка села на красную гвоздику.

Одна только черненькая бабочка не могла найти цветочка. Летала - летала, искала - искала, нет черненького цветочка.

Очень испугалась черненькая бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она сосенку. Полетела к сосенке, прижалась к темной коре и стала совсем незаметна. Так спрятались бабочки.

Беседа по тексту.

Как называется рассказ?

О ком говорится в рассказе?

Сколько бабочек было? Какие?

Что случилось?

Как прятались бабочки?

Почему не могла спрятаться черная бабочка?

Где она спряталась?

5. Игра «Большой-маленький»

Насекомые бывают самых разных размеров. Давайте сначала вспомним, как называют насекомых-малышей. Паук – паучок, комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, муха – мушка, жук – жучок, гусеница – гусеничка, муравей – муравейчик, светляк – светлячок, клоп – клопик, шмель – шмелек, червяк – червячок.

А теперь вспомним, как называют огромных насекомых. Паук – паучище, комар – комарище, таракан – тараканище, пчела – пчелище, жук – жучище, муравей – муравьище, клоп – клопище, шмель – шмелище, червяк – червячище.

6. Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка по сухой дорожке. (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

- Ой, промокнут сорок лап! (дети останавливаются и приседают.)

Насморк мне не нужен, перешагну я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени),

Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

7. Игра «Кто как передвигается»

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка порхает, а клоп …

Оса летает, а червяк …

Таракан ползает, а стрекоза …

Паук ползает, а пчела…

Кузнечик прыгает, а комар …

Бабочка порхает, а муха …

Жук ползает, а стрекоза …

Муравей ползает, а бабочка …

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 76-93


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Насекомые и пауки»

Цель: закрепление представлений о насекомых, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Ребята, послушайте стихотворение Ольги Киселевой «Насекомые». Какие части тела есть у насекомых? Сколько ножек? Что едят насекомые?

Насекомые весной

Вьются и порхают.

На полянке на лесной

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Давайте представим, что мы с вами цветочки. Как с нами обращаются насекомые?

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки.

(постукивать по лицу подушечками пальцев)

А прожорливые мошки

Объедают понемножку.

(пощипывание)

Мухи возле нас снуют,

Больно крылышками бьют!

(похлопывание)


Паутиной, как веревкой,

Нас паук опутал ловко.

(вертикальные и горизонтальные линии)

Вот как нас обидели

Разные вредители!

Но хозяюшка - пчела

Вредных мошек прогнала!

(разглаживание)

И за это пчелке в дар

Отдадим мы свой нектар!

2. Артикуляционная гимнастика

По полю летел жучок, и увидел василек.

Нюхает жучок цветок, сел на плоский лепесток.

«Лопата»

Я тоже слон, сказал комар,

Хоть я пока уж-жасно мал.

Вам подтвердит любой цветок,

Что у меня есть хоботок.

«Иголочка»

Муха-муха цокотуха, позолоченное брюхо

Муха села на цветок – будет чистить хоботок.

«Улыбка-трубочка»

Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда.

Много листьев она съела и, конечно, растолстела!

Надуваем щеки

Бабочка-красавица над полянкой пляшет,

Яркими пятнистыми крылышками машет.

«Качели»

Если на цветок шмель сел – значит, он нектар там ел.

И потом он всем сказал: «Очень вкусный был нектар!»

«Варенье»

Жук летит во весь опор

И жужжит его мотор.

«Мотор»

Над цветком пчела жужжит. И нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберет, Превращает пчелка в мед.

«Жук жужжит»

3. Дыхательная гимнастика «Насекомые»

Раздать детям бумажных насекомых на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на насекомое через рот.

4. Пересказ рассказа по схеме «Как бабочки от врагов прячутся»

В лесу на полянке жили четыре бабочки. Одна беленькая, одна желтенькая, одна красненькая и одна черненькая. Раз полетели бабочки гулять. Летали, летали, играли, играли, вдруг видят, - летит большая черная птица. Испугались бабочки и стали прятаться.

Беленькая бабочка увидела белую ромашку, села на нее, сложила крылышки и стала незаметна.

Желтенькая бабочка нашла желтый одуванчик и укрылась на нем. Красненькая бабочка села на красную розу.

Одна только черненькая бабочка не могла найти цветочка. Летала-летала, искала-искала, нет черненького цветочка.

Очень испугалась черненькая бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она березку. Полетела к березке, прижалась к черной полоске на коре и стала совсем незаметна. Так спрятались бабочки.

Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.

5. Физкультминутка

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (шагать).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

6. Игра «Чей? Чья? Чье?»

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы – ……… лапки, …….. голова. У комара – …….. лапки, ………голова. У муравья – ………… лапки, ……. голова. У шмеля – ………… лапки, ……. голова. У осы – ………… лапки, ……. голова.

У клопа – ………… лапки, ……. голова. У стрекозы – ………… лапки, ……. голова.У таракана – …… лапки, ……..голова. У паука – ………… лапки, ……. голова.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 76-93


Предварительный просмотр:

C:\Users\Дарья\Desktop\istockphoto-156594823-170667a.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\1639910378_1-pofoto-club-p-voron-razmakh-krilev-foto-1.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\romashki_1.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\oduvanchik-825x619.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\1633373541_13-oir-mobi-p-krasnie-rozi-na-zelenom-fone-tsveti-krasiv-13.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\efbec92e8adf78a37f9bce450521d3f6.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\1632931859_5-krasivosti-pro-p-vranovie-ptitsi-zhivotnie-krasivo-foto-6.jpgC:\Users\Дарья\Desktop\png_butterfly_61701 - копия (2).pngC:\Users\Дарья\Desktop\png_butterfly_61701 - копия (3).pngC:\Users\Дарья\Desktop\png_butterfly_61701.pngC:\Users\Дарья\Desktop\png_butterfly_61701 - копия.png



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ

1. Игра «Малыши и великаны»

Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, светляк – …, жук – …, гусеница – …, муравей – …, клоп – …, шмель – …, червяк – …

Паук – паучище, комар – …, шмель – …, таракан – …, пчела – …, жук – …, муравей – …, клоп – …, червяк – …

2. Подбери слово и составь предложение по образцу:

Муха летает. Мухи летают.

Жук ползет.    Жуки ...

Пчела ...           Пчелы ...

Кузнечик ...     Кузнечики ...

Бабочка ...        Бабочки ...

Оса…               Осы…

Словарь: летает, порхает, кружится, ползет, прыгает, жужжит, жалит, стрекочет.

3. Рассмотри и раскрась картинки. 

Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких насекомых ты ещё знаешь.

Домашнее задание

НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ

1. Игра «Малыши и великаны»

Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, светляк – …, жук – …, гусеница – …, муравей – …, клоп – …, шмель – …, червяк – …

Паук – паучище, комар – …, шмель – …, таракан – …, пчела – …, жук – …, муравей – …, клоп – …, червяк – …

2. Подбери слово и составь предложение по образцу:

Муха летает. Мухи летают.

Жук ползет.    Жуки ...

Пчела ...           Пчелы ...

Кузнечик ...     Кузнечики ...

Бабочка ...        Бабочки ...

Оса…               Осы…

Словарь: летает, порхает, кружится, ползет, прыгает, жужжит, жалит, стрекочет.

3. Рассмотри и раскрась картинки. 

Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких насекомых ты ещё знаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «День защитника Отечества». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...