Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Ирина Павловна

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 6 (МБДОУ города Иркутска детского сада №75) по теме «Весенние капели».

Конспект содержит 9 этапов работы, что позволяет занятию быть достаточно динамичным. Высокий темп, включение в работу всех анализаторов, смена видов деятельности делает занятие эффективным и интересным для детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesennie_kapeli.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 6

МБДОУ города Иркутска детского сада №75

Тема: «Весенние капели».

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы»,  «Здоровье».

Цель: Расширять естественнонаучные представления об изменениях в природе весной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закреплять представления о весне и её приметах.

-Уточнять и активизировать словарный запас по теме.

-Совершенствовать навык слогового анализа слов.

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и глаголов в роде и числе).

Коррекционно-развивающие:

-Развивать диалогическую и связную речь.

-Развивать длительную направленную воздушную струю.

-Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.

-Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, словесно-логическое мышление, чувство рифмы.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-Воспитывать усидчивость, активность и самостоятельность при выполнении заданий, умение внимательно слушать своих собеседников.

-Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: презентация НОД, «волшебный» ящик, кукла в костюме Сибирячка, разноцветные бумажные кораблики с изображениями признаков весны (по числу детей), ёмкость с водой, предметные картинки (капать, капель, капли, капелька, капающие), пары предметных картинок по числу детей (подснежники, солнце, облака, снег, проталина, подснежники, ручей, воробей, медвежата, дети), символы для обозначения слов-признаков и слов-действий, элементы картины с изображением признаков весны и зимы, бумажные корзинки и цветы, сделанные в технике оригами, книга Московенко Л.Н. «Дедушкины уроки», полотенце.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин и изображением ранней весны, чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о наступлении ранней весны и беседа по их содержанию, заучивание и толкование пословиц и поговорок о весне, наблюдение во время прогулок за изменениями в жизни людей, птиц, растений в связи с наступлением ранней весны.

1. Вступительная часть.

Стоя у доски полукругом.

-Сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой. Послушайте внимательно загадку и догадайтесь, кто это?

В сибирской тайге,

У озера-моря,

Родился мальчишка,

Из шишки кедровой.

К животным

Он добрым и ласковым был

И всем помогал,

И всех он любил.

               

-Кто это? (Сибирячок)

1-й слайд: изображение Сибирячка.

-Какие слова помогли вам отгадать загадку? Верно, Сибирячок появился на берегу Байкала, в Сибири, и вылупился из скорлупы кедрового орешка. Этот маленький человечек – добрый и ласковый, всем помогает.

1-й слайд: изображения берега Байкала и кедровой шишки.

 

-Сегодня я предлагаю вам вместе с Сибирячком совершить путешествие к такому времени года, которое приходит после зимы. Вы догадались, как оно называется? Во время путешествия мы вспомним приметы весны, узнаем о ней больше и поиграем.

-Прежде чем отправиться к весне, давайте прогоним зиму (тихое и громкое проговаривание).

Уходи скорей зима!

Ведь весне прийти пора.

Перестань скорее злиться,

Мы устали холодиться!

-Интересные слова «мы устали холодиться». Что они означают? Верно, нам надоело мёрзнуть, поэтому давайте отправимся в гости к весне и возьмём с собой Сибирячка.

2. Основная часть

2.1. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление представлений о весне и её приметах. Уточнение и активизация словаря. Развитие зрительного восприятия и внимания (упражнение «Разноцветные кораблики»)

2-й слайд: сюжетная картина с изображением весны.

-К какому времени года мы пришли в гости? Рассмотрите картину и расскажите, какие весенние приметы вы увидели? (Солнце светит ярче и греет теплее, снег тает и темнеет, бежит ручей, появились проталины) Подскажите Сибирячку, какая весна нарисована на картине? (ранняя)

-Сибирячок приготовил для вас сюрприз. Давайте посмотрим, что это? Вам нужно достать кораблик из волшебного ящика, сказать, что на нём нарисовано и разделить название картинки по слогам. Например: На моём кораблике нарисованы почки. Поч-ки. В этом слове два слога. А теперь попробуйте вы.

Дети достают кораблик, делят слова на слоги и садятся на своё место.

Кораблики:

1. Солнышко

2. Сосулька

3. Ручей

4. Снег

5. Проталина

6. Подснежник

7. Птица

8. Медведица        

9. Почки

-Подскажите Сибирячку, что общего на картинках? Что изображено на картинках? (Признаки, приметы весны)

-Как вы думаете, какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег и лёд, бегут ручьи? Объясните Сибирячку такие слова «весной природа пробуждается от зимнего сна».  

-Сибирячок  предлагает вам поиграть с корабликами и потренироваться отправлять их в дальнее плаванье по ручейку.

2.2. Развитие длительной направленной воздушной струи (упражнение «Подуем на кораблики»)

-______ и _______, возьмите свои кораблики, опустите их в воду и подуйте. Только не забудьте, как нужно правильно дуть: губы вытягиваем хоботком, щёчки не раздуваем и дуем долго-долго. А теперь достаньте кораблики из воды и поставьте их на столик. Пусть они высохнут.

Упражнение выполняется парами детей.

-Я думаю, что теперь, когда вы придёте к весеннему ручейку, то сможете правильно подуть на свой кораблик, чтобы он отправился в дальнее плаванье.

2.3. Образование однокоренных слов от слова «капель» (игра с «волшебным ящиком» «Семейка слов»)

Сидя за столами.

-Сибирячок хочет поиграть с вами в ещё одну игру, которая называется «Семейка слов». Давайте придумаем слова из одной семейки со словом «капать». Как только вы придумайте слово, мы вставим красивую картинку в остальные кармашки волшебного ящика.

-Что начинается на припёке с крыш и деревьев ранней весной? (Капель)

-Что звонко скачет с крыш и деревьев? (Капли)

-Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)

-Если капли капают, какие они? (Капающие)

-Давайте повтори слова одной семейки, начиная со слова «капать» (Капать, капель, капли, капелька, капающие)  

 

-Молодцы! Вы были очень внимательными.

2.4. Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи (упражнение «Кап! Кап! Кап!»)

Стоя за стульчиками.

-Давайте немного остановимся и отдохнём, а заодно расскажем и покажем Сибирячку стихотворение «Капель» (2 раза).

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим

Кап! Кап! Кап! Кап!

2.5. Развитие речевого слуха, слухового внимания, словесно-логического мышления, чувства рифмы (упражнение «Подскажи словечко»)

Сидя за столами.

-Сибирячок предлагает вам поиграть в игру «Подскажи словечко». Так как вы хорошо знаете приметы весны, то вы легко справитесь не только с этим заданием, но и найдёте нужные картинки на слайде. А Елена Владимировна поможет нам проверить, правильно ли вы угадаете последние слова.

3-й слайд: предметные картинки (проталинки, верба, сосулька, капель, ледоход).

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу … (проталинки)

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась … (верба)

Рад весне братишка Саша

И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

-А вы заметили, что здесь есть ещё одна картинка с изображением приметы весны. Какое весеннее явление на ней изображено? Давайте проверим: послушайте стихотворение и договорите последнее словечко.

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт.

Это значит … (ледоход)

-Молодцы!

2.6. Совершенствование навыка согласования прилагательных и глаголов с существительными в роде и числе (упражнение с «волшебным ящиком» «Придумай подходящие слова к картинке»)

Сидя за столами.

-Оказывается, Сибирячок не умеет придумывать весенние слова. Помогите ему. Возьмите с подноса картинку, рассмотрите её, придумайте подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?» Например, подснежники – белые, первые, ранние, нежные, хрупкие. И только потом вы можете бросить картинку в первый кармашек.

-Молодцы! Сибирячок просит взять такие же картинки и придумать слова, которые отвечают на вопросы «Что делает?» или «Что делают?» Например, подснежники – появляются, пробиваются. И только потом бросайте картинку во второй кармашек.

Словосочетания:

Небо – голубое, ясное, чистое; стоит.

Солнце – тёплое, весёлое; светит, греет, улыбается.

Облака – кудрявые, белоснежные; плывут.

Снег – сырой, мокрый, тёмный; тает, почернел.

Проталина – чёрная; образовалась, появилась.

Подснежники – первые, ранние, нежные, хрупкие; появились.

Ручей – весенний, звонкий, весёлый; бежит, шумит, журчит, звенит.

Воробей – весёлый, звонкоголосый; сидит, чирикает, радуется.

Медвежата – маленькие, пушистые; нюхают, радуются, лазают, играют.

-Молодцы! Вы придумали красивые и подходящие слова и помогли Сибирячку.

2.7.  Дифференциация признаков весны и зимы. Развитие зрительного восприятия и внимания (упражнение на мольберте «В чём ошибся Сибирячок?»)

-Пока вы придумывали слова, Сибирячок нарисовать для вас картину с изображением весны. Посмотрите внимательно и подумайте, всё ли на картине правильно, есть ли на ней ошибки.

-______, почему ты убрал(а) именно этот кусочек картины? В чём ошибся Сибирячок? Чего не бывает весной?

-Теперь мы можем сказать, что Сибирячок изобразил на картине весну? Почему?

3. Заключительная часть

-Мне кажется, что мы прекрасно попутешествовали с Сибирячком в гостях у весны. Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам показалось самым трудным? Чтобы это путешествие запомнилось не только вам, но и нашим гостям, давайте поздравим их с наступлением весны и подарим им весенний сюрприз.

4-й слайд: изображение весеннего букета.

-А вам в группу Сибирячок хочет подарить раскраски с его изображением, а ещё  книгу «Дедушкины уроки», которую написала сибирская писательница Любовь Николаевна Московенко. Она дружит с Сибирячком и расскажет вам о Сибири – крае чудес,  удивительной природе, мужественных и добрых людях.  

Литература:

-Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006

-Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: Гном и Д, 2006

-Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2003

-Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности " Прогулка в зимний лес" для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)

Образовательная область: "Познание", Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Безопасность", "Коммуникация", "Художественное творчество"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному развитию. Рисование в старшей группе на тему «Белка»

Конспект занятия по рисованию разработан для проведения занятия для детей возраста 5-6 лет. Направлен на закрепление навыков рисования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Знакомство с Чёрным морем»

Наш город Туапсе располагается на берегу Черного моря. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе, чтобы сохранить Черное море - жемчужину юга. С цель...

Снегири.( конспект непосредственно- образовательной области " Художественно- эстетическое развитие" аппликация в старшей группе)

Обрывная аппликация «Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшей группы

В составленном мной конспекте образовательной деятельности показана организация образовательной деятельности по развитию физических качеств (гибкость, выносливость) и координационных способностей.Пред...