Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
консультация по логопедии (старшая группа)

Васильева Анна Алексеевна

Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya-logopeda.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»

    Добрый вечер, уважаемые родители.  Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
   Давайте обратим внимание: какой же должна быть норма речевого развития детей в старшей группе.        
Характеристика речи детей старшей группы.

Словарь:

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

Грамматический строй:

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение:

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

  Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков , например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

  У нас логопедическая работа осуществляется следующим образом:
Коррекционная работа начинает вестись в подготовительной группе в виде фронтальных (т.е. групповых) 1 раз в неделю, подгрупповых и индивидуальных занятий- 2 раза в неделю.. В начале года в кабинет логопедической помощи зачисляются в первую очередь дети имеющие статус ОВЗ, и дети,  имеющие серьёзные полиморфные нарушения звукопроизношения – нарушено 5 звуков и более.  

    Также в течение года проводится мониторинг средней и старший групп, проходит обследование произносительной стороны речи и фонематического слуха детей с целью выявления проблем  в речевом развитии детей. В этом году подошла очередь группы № 3.

На данный мониторинг показал следующее:

(Прощу заметить, дети с нарушением произношения звуков (Р; Л) в этом возрасте считаются нормой.)

Норма

Нарушение звукопроизношения

10 человек (38%)

16 человек (62%)

Всего: 26 детей

 Немного скажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом.

    Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.        
    Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры), это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.

  Большинство родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь, а не умения читать и писать. Сразу добавлю, если вы самостоятельно учите ребенка читать, то самое главное – делать это правильно.

1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, т.е не заучивать алфавитное название букв, в противном случае затрудняется:

- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.

- звуковой анализ слов. Например слово ШАПКА - скажет, что в этом слове 3 звука – ша, п, ка, пропуская гласные звуки, это приведет к ошибкам на письме в школе.

2. Правильному слиянию букв в слоги. Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение : М, А, М, А – что получилось

Это будет сказываться на технике чтения в школе и учителю придется переучивать ребенка

   У нас логопедическая работа осуществляется следующим образом:
Коррекционная работа начинает вестись в подготовительной группе в виде фронтальных (т.е. групповых) 1 раз в неделю, подгрупповых и индивидуальных занятий- 2 раза в неделю.. В начале года в кабинет логопедической помощи зачисляются в первую очередь дети имеющие статус ОВЗ, и дети,  имеющие серьёзные полиморфные нарушения звукопроизношения – нарушено 5 звуков и более. Так же в начале года могут быть оказаны платные услуги.  

Рекомендации: Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 

4.    Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Сейчас хочу предложить вам небольшой тренинг по артикуляционной гимнастике.

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.   

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. (использую индивидуальные зеркала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей раннего возраста»

В консультации размещён материал по развитию речи детей раннего возраста....

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....

Выступление на тему : " Особенности развития речи детей раннего возраста"

Выступление воспитателя группы раннего возраста на тему : " Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Беседа с родителями на тему: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования....