Развитие речевого дыхания и силы голоса при постановке звуков
консультация по логопедии (старшая группа)

Акименко Надежда Николаевна

Упражнения на развитие речевого и неречевого дыхания помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема вступления: «Развитие речевого дыхания и силы голоса на подготовительном этапе постановки звуков»

Учитель-логопед МБДОУ детский сад

 комбинированного вида № 13 г. Апшеронск

Акименко Надежда Николаевна

Основной целью логопедического воздействия при различных речевых нарушениях является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для того чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:

- узнавать звуки и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение от ненормированного);

- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

- принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы: подготовительный этап; этап постановки отсутствующих звуков; этап автоматизации поставленных звуков, введения их в самостоятельную речь; этап дифференциации звуков.

Подготовительный этап нацелен на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического слуха и речевого дыхания.

Упражнения, направленные на развитие подвижности речевого аппарата, можно разделить на 2 группы:

1-я группа – массаж артикуляционного аппарата, целью которого является выработка подвижности губ, языка, способности переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2-я группа – упражнения, выполнение которых помогает создать необходимую артикуляционную базу для появления отсутствующих в речи ребенка звуков.

Эти общепринятые в логопедии подготовительные упражнения также подразделяются на 2 группы:

- статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы;

- динамические упражнения, требующие артикуляционной активности.

Упражнения на развитие фонематического слуха (или фонематического восприятия) нацелены на формирование у ребенка четких акустических представлений о воспитываемом звуке.

Упражнения на дыхание предполагают выработку навыков, необходимых для произнесения определенной фонемы.

Этап постановки отсутствующих звуков включает использование трех способов: по подражанию, механический и смешанный.

Способ постановки звука по подражанию заключается в том, что логопед ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его произнести.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд).

Третий способ – смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служат для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции.

Развитие фонематического восприятия – это способность воспринимать  и  различать звуки речи (фонемы).

Самые популярные упражнения для развития фонематических процессов следующие.

Подними руку, когда услышишь нужный звук среди других звуков.

Подними руку, когда услышишь слог с заданным звуком среди других слогов.

Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком среди других слов.

Назови слова из предложения/фразы, в котором встречается заданный звук.

Повтори звуковой ряд.

Определи первый звук в слове.

Определи последний звук в слове.

Придумай слова с заданным звуком (в начале/середине/конце).

Каким звуком отличаются пары слов? Объясни смысл этих слов.

Определи место заданного звука в слове.

Определи количество звуков в словах.

Назови последовательно звуки в слове.

Артикуляционные упражнения позволяют подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков.

Более подробно остановлюсь на развитии речевого дыхания.

Что такое речевое дыхание? Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е,Н, Малютина, В.Г. Ермолаева во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука. Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. От длины выдоха зависит продолжительность фразы.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

- формирование вдоха и озвученного  длительного выдоха;

- постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно;

- развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов и фраз;

- развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом ставятся следующие задачи по развитию речевого  дыхания у детей дошкольного возраста:

- укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата;

- нормализовать звукопроизношение;

- научить контролировать процесс речи;

- добиться усвоения навыков правильного дыхания.

Упражнения на развитие речевого и неречевого дыхания помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Упражнения на выработку длительной направленной струи

«Загнать мяч в ворота», «Фокус», «Кто дальше загонит мяч», «Фасолевые гонки», «Чья фигурка дальше улетит?»

Упражнения на развитие длительного плавного и сильного выдоха

«Трубочки-шутки». Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Свеча». Берём полоску бумаги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко рту на 5 - 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтоб угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании.

«Сдуй шарик». Стоя на ковре, расставить руки широко в стороны – получится шар, затем произносить длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнять себя за плечи.

«Сдуй снежинку» (лягушку, листочек, стрекозу и т.п.) Ребенку предлагается подуть на предмет и сдуть его.

Упражнения на развитие меткости выдыхаемой струи

«Сбей игрушку». Трубочкой с бумажным язычком сбить мелкие игрушки. Вариант игры: Сбить только те, в которых есть звук К (В, М, Н)

Упражнения на развитие силы голоса

«Дует ветер». Развивать умение пользоваться в зависимости от ситуации громким и тихим голосом. Дует легкий ветерок и колышет травку. Он дует тихо-тихо, вот так: у-у-у (звук произносится тихо и длительно). Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произносится громко и длительно). Важно следить, чтобы ребенок, повторяя, соблюдал ту же силу голоса.

«Ракета». Дети стоят в кругу и представляют, что превратились в ракету. Ракета взлетает – дети начинают протяжно произносить низким голосом звук У, руки немного разведены в стороны. Ракета летит на луну. Ребята поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом У. ракета приземлилась на Луне – опустить руки и низким голосом произнести У. а теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

«Эхо». Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа то тихо, то громко произносит: А, а другая тихо отзывается: А. можно играть, употребляя гласные звуки , а также сочетания АУ, УА, ИУ и т.д.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевого дыхания и силы голоса на подготовительном этапе постановки звуков Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13 Надежда Николаевна Акименко

Слайд 2

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста Задачи: укрепить мышцы диафрагмы; артикуляционного аппарата; нормализовать звукопроизношение; научить контролировать процесс речи; добиться усвоения навыков правильного дыхания.

Слайд 3

Упражнения на выработку длительной, направленной струи

Слайд 4

Упражнения на выработку длительной, направленной струи «Фокус» «Загони мяч»

Слайд 5

Упражнения на выработку длительной, направленной струи «Загони мяч» «Подуй на горячий чай»

Слайд 6

Упражнения на выработку длительной, направленной струи «Сдуй листок» «Сдуй снежинку»

Слайд 7

Упражнения на выработку длительной, направленной струи «Сдуй рыбок/лягушек/кораблики» Сдуй шары/облака» «Задуй свечи»

Слайд 8

Упражнения на развитие длительного плавного и сильного выдоха

Слайд 9

Упражнение на развитие меткости выдыхаемой струи «Чья фигурка дальше улетит?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...

«Развитие речевого дыхания у детей 3-4 лет, как основа постановки звуков»

laquo;Развитие речевого дыхания у детей 3-4 лет, как основа постановки звуков»...

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста.

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и силы голоса у неслышащих дошкольников младшего возраста....

Упражненя по развитию речевого дыхания и силы голоса

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Развитие силы голоса....

Упражненя по развитию речевого дыхания и силы голоса

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Развитие силы голоса....