Игры на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Стук Ольга Николаевна

Игра - ведущая деятельность дошкольника .В данной статье предлагаются дидактические игры  , которые логопед может использовать на этапе автоматизации звуков в условиях логопункта ДОУ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Игры на логопедическом  пункте дошкольного образовательного  учреждения

Известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Зачастую логопеды , работающие с детьми дошкольного возраста сталкиваются с отсутствием заинтересованности , особенно на самых длительных и трудоёмких этапах автоматизации и дифференциации звуков.

На этапе автоматизации следует бесчисленное количество повторений часто одних и тех же доступных по слоговой структуре и пониманию ребёнком слов. Логопед-практик вынужден всё время предлагать один и  тот же речевой материал , но в другом, в игровом « фантике» .Вот примерный перечень игр, которые могут использоваться на дошкольном логопункте для автоматизации звуков:

игра « Лабиринт».

Цель: автоматизация звуков.

Оборудование :  лист картона с нарисованным лабиринтом и предметными картинками на нём .

Описание игры : пройти по лабиринту , называя по ходу движения встречающиеся предметы.

Игра « Улитка «.

Цель: автоматизация звуков.

Оборудование: лист картона с нарисованной улиткой. На панцире улитки расположены предметные картинки на определённый звук в начале , середине , конце слова .Кубик и фишки по количеству игроков.

Описание игры  :водящий бросает кубик и делает столько ходов сколько на нём точек называя предметные картинки .Выигрывает тот кто первым добрался до центра улитки .

Игра « Волшебный мешочек «.

Оборудование : мешочек с игрушками на определённый звук .

Цель: автоматизация звуков .

Описание игры. Ребёнок на ощупь должен найти загаданный предмет и назвать его.

Игра « Узнай по описанию».

Цель: развитие внимания автоматизация звуков.

Оборудование : игрушки , предметы на определённые звуки .

Описание игры: логопед , или ребёнок описывает характерные особенности предмета, игрушки . Ребёнок должен определить предмет (игрушку )  из находящихся перед ним и назвать .

Игра » Собери в корзинку «

Цель: развитие навыков фонематического восприятия .

Оборудование: пластиковые крышки от молочных бутылок с  наклеенными на них предметными картинками, игрушечная корзинка.

Описание игры : крышки- это грибы .Нужно собрать только те грибы на которых картинка на заданный звук.

Игра «Разрезные картинки «.

Цель : автоматизация звуков , закрепление навыков анализа слоговой структуры слова.

Оборудование : предметные картинки , разрезанные на 2- 5 частей ( в зависимости от слоговой структуры слова ) .

Описание игры   :ребёнок должен составить картинку называя слово по слогам.

Игра с мячом « Доскажи  словечко «

Цель  :автоматизация звуков.

Оборудование: мяч.

Описание игры: водящий бросает мяч произнося слово не договаривая последний слог . Игрок ловит мяч , договаривает слог , а затем проговаривает слово полностью.

Игра « Чего не хватает ?».

Цель : автоматизация звуков, развитие памяти  , внимания .

Оборудование: игрушки ( предметные картинки).

Описание игры : перед  ребёнком в ряд стоят игрушки ( лежат предметные картинки ). Водящий завязывает ребёнку глаза и убирает одну игрушку ( картинку ). Игрок должен сказать какой игрушки ( картинки) не хватает .

Игра « Что изменилось ? «.

Цель : автоматизация звуков, развитие памяти  , внимания .

Оборудование :игрушки ( предметные картинки).

Описание игры : перед  ребёнком в ряд стоят игрушки ( лежат предметные картинки ). Водящий завязывает ребёнку глаза и добавляет одну игрушку ( картинку ). Игрок должен сказать какая игрушка ( картинка) появилась.

Игра « Запомни –назови «

Цель: автоматизация звуков, развитие памяти  , внимания .

Оборудование :игрушки ( предметные картинки) , ширма .

Описание игры: перед  ребёнком в ряд стоят игрушки ( лежат предметные картинки ). Водящий прячет игрушки ( предметные картинки) за ширму .Ребёнок должен запомнить и назвать игрушки ( усложнение – в той же последовательности).

Игра « Угадай слово»

Цель: развитие навыков звукового синтеза , автоматизация звуков

Оборудование :игрушки ( предметные картинки)

Описание игры : перед  ребёнком в ряд стоят игрушки ( лежат предметные картинки) .Водящий произносит в беспорядке звуки. Ребёнок глядя на находящиеся перед ним игрушки ( предметные картинки) должен угадать слово .

Игра «Украсим ёлку «

Цель: развитие навыков звукового анализа , автоматизация звуков

Оборудование:  игрушечная ёлка ,»сундучок «  с ёлочными украшениями.

Описание игры: 1-й вариант. Выбрать из сундучка игрушки с картинками на заданный звук и развесить на ёлке .2-й вариант. Выбрать из сундучка игрушки с картинками на заданный звук и развесить на ёлке в следующем порядке : слева  игрушки с картинками на заданный звук в начале слова  , в середине игрушки с картинками на заданный звук в середине слова , справа игрушки с картинками на заданный звук в конце слова ; 3-й вариант . Выбрать из сундучка игрушки с картинками на оппозиционные звуки и развесить на ёлке в следующем порядке : слева ( например) на звук « С « , а справа на звук « Ш «.

Игра «Паровоз и вагончики»

Цель : развитие навыков звукового анализа,  автоматизация звуков .

Оборудование: игрушка из картона с кармашками на вагонах , предметные картинки .

Описание игры: ребёнок должен назвать картинки , определить место звука в слове и распределить животных ( птиц , насекомых ) по вагонам в зависимости от места звука в слове .

Игра» Один – много»

Цель: закрепить навык чёткого произношения, закрепить навыки образования формы множественного числа родительного падежа имён существительных.

Оборудование : два кусочка картона с нарисованными точками « один « и « много», предметные картинки на заданный звук.

Описание игры : назвать предметные картинки и разложить на две группы ( один стакан – много стаканов)

Игра «Большой –маленький»

Цель : закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов уменьшительности автоматизация звуков .

Оборудование : мяч.

Описание игры  :водящий бросает мяч ребёнку и называет слово . Ребёнок возвращает мяч и произносит слово , изменив его при помощи суффикса ( кот-котик)

Игра « Кто спрятался ? «

Цель: развитие внимания , памяти , мелкой моторики пальцев рук  автоматизация звуков.

Оборудование : лоток с кинестетическим песком,  мелкие игрушки.

Описание игры: ребёнок должен на ощупь найти игрушки и не доставая назвать , затем достать и удостовериться :» Что это было :».

Игра « Я знаю 5 названий ….на звук….»

Цель: уточнение и расширение словаря по обобщающим темам ; закрепление навыков произношения определённых звуков ; развитие фонематического слуха, общей моторики  ,координации речи с движением .

Оборудование: мяч .

Описание игры : ребёнок называет 5 названий предметов (животных,  растений и т. п .) , относящихся к определённой обобщающей теме  на заданный звук отбивая такт мячом на каждое слово .

Игра « найди 10 предметов «

Цель : развитие внимания ; закрепление навыков произношения определённых звуков; развитие фонематического слуха.

Оборудование : сюжетная картинка насыщенная изображениями предметов на определённый звук.

Описание игры : ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку выделяя на ней изображения предметов на определённый звук.

Игра « Угадай «

Цель : развитие памяти , внимания, мышления ; закрепление навыков произношения определённых звуков

Оборудование : разрезные картинки .

Описание игры : ребёнок по части картинки должен узнать весь предмет и назвать его .

Игра «4- й лишний «

Цель : развитие мышления; закрепление навыков произношения определённых звуков

Оборудование : предметные картинки.

Описание игры : выложен ряд картинок в котором 3 картинки на определённый звук относятся к одной теме , а одна – лишняя . Ребёнок должен назвать все картинки и отобрать ту картинку , которая не подходит к теме и объяснить свой выбор .

Игра « Магазин «

Цель : развитие внимания ; закрепление навыков произношения определённых звуков; развитие фонематического слуха.

Оборудование : игрушечная корзинка, игрушки и различные  предметы .

Описание игры : ребёнок покупает игрушки и другие предметы только на заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении".

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении"....

Анкета для родителей (законных представителей) детей подготовительной логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Цель: определение уровня результативности коррекционной работы с детьми подготовительной группы логопедической группы и уровня компетентности родителей в вопросах речевого воспитания.Уважаемые родител...

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209»...

Опыт работы консультативного пункта дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»

В статье представлен опыт работы специалистов дошкольного образовательного учреждения по консультированию родителей, имеющих детей с ОВЗ....