Мониторинг речевого развития. Старшая логопедическая группа.
материал по логопедии

Абрамова Виктория Валерьевна

Мониторинг речевого развития по периодам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика

количественного мониторинга  речевого развития детей

с ТНР и ЗПР (общим недоразвитием речи II- IV уровня)

старшей группы компенсирующей направленности «Капелька»

                                                         

                                                              Выполнила:

                                                              учитель-логопед Абрамова В.В.

Пояснительная записка.

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 5 - 7 лет, ОНР II -III уровня, с дизартрией и составить диагностику.

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с нарушениями речи. Используя данную методику, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.

1. Краткая характеристика группы:

Всего детей в группе

Из них девочек

Из них мальчиков

       20

      7

     13

2. Результаты педагогической диагностики

Образовательное направление

Уровень овладения

необходимыми навыками и умениями

(начало года) %

Уровень овладения

необходимыми навыками и умениями

(конец года) %

     Речевое  развитие  

1.Звукопроизношение

2.Фонематические процессы

3.Слоговая структура

4.Словарный запас

 

5.Грамматический строй речи

6.Связная речь

7.Артикуляционная моторика

8. Мелкая  моторика

44%

56%

56%

60%

60%

58%

52%

52%

 

68%

68%

66%

74%

74%

76%

82%

80%

3. Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики.

Во втором  полугодии 2021 учебного года в группу в старшую группу компенсирующей  направленности зачислено 20 детей  в возрасте 5-6 лет с такими нарушениями речи как: тяжелое нарушение речи (ТНР), ОНР- III-IV уровня.

И 2 ребёнка  (5-6лет) с ЗПР.

Результаты мониторинга используются учителем-логопедом при:

  • планирование коррекционно-образовательной деятельности;
  • отборе методов, приемов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

    В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:

  1. Речевая карта ребенка от 5 до 7 лет.
  2. Дидактический материал по обследованию речи детей /В.С Володина, О.И Крупенчук, И.О. Смирнова, М.А. Жукова.
  3. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова.

Мониторинг проводится на протяжении нескольких недель. За один день реализуются не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 25-30 минут.

Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

         Сроки проведения мониторинга – 2-3 раза в год (сентябрь-май, возможен промежуточный мониторинг в начале нового календарного года - январь)

Объект мониторинга:  ТНР (ОНР III -IV уровня  с дизартрией) - 17 воспитанников, ФФНР – 1 ребенок, 2 ребёнка с ЗПР.

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная (промежуточная)и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;

Задачи мониторинга:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план маршрут) работы;

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.

Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

         

 Выявление проблемы:

Звукопроизношение.

Исследование состояния звукопроизношения  выявило полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп. Для многих дошкольников является характерным недифференцированное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков, когда один звук заменяют одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. У большого количества детей нарушения звукопроизношения связаны с нарушением фонематического слуха, нарушением иннервации речевого аппарата (недостаточный тонус или наоборот гипотонус мышц языка), дефекты строения зубного ряда.

Фонематическое восприятие нарушено, но не у всех детей, поэтому  с фонематическим  анализом справились лишь несколько детей.

Определение места звука в слове сформировано у небольшой части детей;

Дошкольники не умеют опознавать фонемы гласных и согласных звуков из ряда слогов и слов, не различает на слух оппозиционные фонемы. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в начале слова. Часть дошкольников затрудняется придумать слово на заданный звук; некоторые дети слабо дифференцируют оппозиционные фонемы;

Слоговая структура слова.

Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры многосложных слов со стечением согласных.  Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Наблюдаются типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения.

Словарь.

Объём словарного запаса соответствует норме лишь у небольшой части детей, Словарный запас у остальной части детей с ОНР не соответствует норме. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В речи используются прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Нередко дети заменяют называние части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, за счет существительных и глаголов. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, одежда, животные. Антонимы не используются. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой-маленький, которыми заменяются слова: длинный, короткий, высокий, толстый, тонки, широкий, узкий.

Грамматический строй речи.

Характерными для детей являются и нарушения словоизменения. В речи воспитанников наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («дерева », «домы»),  неправильное употребление числительных «три» и «пять» с существительными («пять конёв», «пять козов», «пять утков»),  ошибочные ударения в слове и т.д. Затрудняется дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («куклочка», «маленький ковёр», сапожник).

Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций являются следующие: пропуск предлога при правильном употреблении флексии: замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: ручка упала из коробки (ручка упала с коробки).

Связная речь.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

Звуковой анализ и синтез.

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия  задерживают овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Дети затрудняются при  выполнении элементарных действий звукового анализа: не могут выделить первый ударный гласный в слове, начальный и конечный согласный в словах.

    Планирование работы по решению проблем:

  • Развитие произвольной ручной моторики.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Формирование артикуляционной моторики.
  • Формирование просодической стороны речи.
  • Формирование  звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование звукового анализа и синтеза.
  • Формирование слоговой структуры слова.
  • Развитие экспрессивной речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (плохо различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи. Речь смазанная, неразборчивая.

2 – Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная. Может по подражанию повторить некоторые звуки правильно, но в спонтанной речи стойкие нарушения.

3 – Изолированно все звуки в норме, (допускается нарушение 1группы), но в спонтанной речи отмечается недифференцированность  в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

  1. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5 – Все фонетические процессы в норме.

  1. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной  слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

5 – Слоговая структура в норме.

  1. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.

3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Владеет мало обобщающими понятиями. Испытывает затруднения при подборе синонимов, некоторых антонимов.  Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет

местоположение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов. Допускает ошибки в употреблении сложных предлогов.

5 – Словарный запас соответствует возрастной норме.

V. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1 – Не различает грамматические формы.

2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют. Речь резко аграмматична.

3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Допускает ошибки при словоизменении и словообразовании. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных, т.е. при словообразовании и словоизменении.  Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.

5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

                                      VI. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если использует помощь взрослого - отвечает, но односложно. Связная речь резко аграмматична.

2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов. Использует вопросно-ответную форму. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания.

3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь часто  не последовательна, носит схематичный характер. Могут наблюдаться пропуски или перемещения смысловых звеньев рассказа. Предложения односложные, лексика лаконичная. Не всегда определяет скрытый смысл рассказа.

4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексико–грамматические ошибки при построении предложений.

5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

VII. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА

1 – Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т.д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т.д.), укороченная подъязычная уздечка и т.д.

2 – Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти), незначительный тремор кончика языка.

3 – Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.

4 – Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5 – Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.

VIII. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1 – Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.

2 – Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.

3 – Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4 – Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в  ассиметричных  движениях.

5 – Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – средний

4 – выше среднего

5 – норма

МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Каждый ребёнок, посещающий логопедические занятия для детей с недостатками устной речи, обследуется 3 раза в год по следующим параметрам:

  • Звукопроизношение
  • Фонематические процессы и слуховосприятие
  • Слоговая структура
  • Словарный запас
  • Грамматический строй
  • Связная речь
  • Артикуляционная моторика
  • Мелкая моторика

Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5.

На каждого ребёнка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий  увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.(см. «Речевые профили»).

Для большей наглядности можно составить групповую диаграмму (рис. 1.) путём выведения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в начале и конце учебного года:

1 – низкий уровень;

2 – ниже среднего;

3 – средний;

4 – выше среднего

5 - достаточный.

Средние баллы и имена  обследованных детей заносятся в таблицу (рис. 2.)

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

        

 (По материалам Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой. "Логопед", N5, 2005.)

АНАЛИЗ ВХОДНОГО МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЗА СЕНТЯБРЬ 2021г.

Выявление проблемы:

Звукопроизношение.

Исследование состояния звукопроизношения  выявило полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп. Для многих дошкольников является характерным недифференцированное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков, когда один звук заменяют одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. У большого количества детей нарушения звукопроизношения связаны с нарушением фонематического слуха, нарушением иннервации речевого аппарата (недостаточный тонус или наоборот гипотонус мышц языка), дефекты строения зубного ряда, укороченная подъязычная связка, отсутствие передних зубов

Фонематический восприятие нарушено у всех детей. Дошкольники не умеют опознавать фонемы гласных и согласных звуков из ряда слогов и слов, не различает на слух оппозиционные фонемы. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в начале слова.

Слоговая структура слова.

Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры многосложных слов со стечением согласных.  Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Наблюдаются типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения.

Словарь.

Словарный запас детей с ОНР отстает от нормы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, в основном слова обиходного словаря, речь бедная, однообразная. В речи используются прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Нередко дети заменяют называние части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, за счет существительных и глаголов. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, одежда, животные. Антонимы не используются. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой-маленький, которыми заменяются слова: длинный, короткий, высокий, толстый, тонки, широкий, узкий.

Грамматический строй речи.

Характерными для детей являются и нарушения словоизменения. В речи воспитанников наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («дерева », «домы»),  неправильное употребление числительных «три» и «пять» с существительными («пять конёв», «пять козов», «пять утков»),  ошибочные ударения в слове, ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»).

Затрудняется дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («колечко», «маленький ковёр»).

Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций являются следующие: пропуск предлога при правильном употреблении флексии: замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: ручка упала из коробки (ручка упала с коробки).

Связная речь.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

Звуковой анализ и синтез.

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия  задерживают овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Дети затрудняются при  выполнении элементарных действий звукового анализа: не могут выделить первый ударный гласный в слове, начальный и конечный согласный в словах.

    Планирование работы по решению проблем:

  • Развитие произвольной ручной моторики.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Формирование артикуляционной моторики.
  • Формирование просодической стороны речи.
  • Формирование  звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Формирование звукового анализа и синтеза.
  • Формирование слоговой структуры слова.
  • Развитие экспрессивной речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.

АНАЛИЗ ПРОМЕЖУТОЧНОГО  МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ЗА ЯНВАРЬ 2022г.:

Дата 26.01.2022г.

Промежуточная диагностика в середине учебного года (январь) с целью контроля эффективности коррекционно – логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

В обследовании приняло участие 18 детей (100%). На основе блока диагностических методик выявлено:

 IV уровень- 7 человек  

 III уровен ь- 7 человек  

 II  уровень  - 4 человека

 I уровень- 0

 

Наибольшие затруднения вызвали задания:

1. Звукопроизношение: (Иван А, Костя Б, Миша Б, Саша Ж, Вова З, Кристина З, Соня  Н, Арина Ш, Мира Ф.)

У большинства детей нарушено произношение 3 групп звуков(сонорные, шипящие, свистящие), произношение поставленных звуков требует контроля (и отработки, контроля в повседневном употреблении).

Положительная динамика качества обучения и развития детей: Наблюдается;

Особого внимания требуют дети: Иван А, Миша Б, Вова З, Кристина З,София Н, Арина Ш- нуждаются в консультации невролога, дефектолога, медицинском сопровождении), с родителями проведена беседа о необходимости выполнения домашних рекомендаций  и получения лечения(физиопроцедур,медикоментозные мероприятия и т.д)

Затруднение в реализации коррекционно-развивающей программы, связанные с особенностями детей: Органический характер нарушений, обуславливающий стойкость дефектов звукопроизношения; нестабильное выполнение домашних рекомендаций родителями детей.

Направление в коррекционной работе: продолжить занятия, консультировать родителей детей о необходимости получения медицинской помощи и выполнении заданий логопеда.

2.Состояние фонематического слуха: (Иван А, Костя Б, Миша Б, Вова З, Кристина З.)

Наибольшие трудности вызывает задание на определение порядка звуков в словах (выделение гласного из слога в прямом слоге); обусловлено орг. недостаточностью , незрелостью процессов слухоречевого восприятия, процессов звукового анализа и синтеза.

Положительная динамика качества обучения и развития детей наблюдается

Особого внимания требуют дети: М; значительные трудности в дифференциации схожих по аккустико-артикуляторным признакам фонем;

Затруднение в реализации коррекционно-развивающей программы, связанные с особенностями детей: Недостаточность кинетико-кинестетических процессов; органический характер нарушений, обуславливающий стойкость дефекта.

Направление в коррекционной работе: продолжить занятия, консультировать родителей о необходимости выполнять задания логопеда и способах развития фонематического восприятия.

3. Слоговая структура слова: (Иван А, Миша Б, Вова З, Кристина З.)

Трудности в воспроизведении малознакомых, нечасто употребляемых слов сложной слоговой структуры и звукового состава.

Положительная динамика качества обучения и развития детей наблюдается

Затруднение в реализации коррекционно-развивающей программы, связанные с особенностями детей: Стойкие дефекты звукопроизношения, обусловленные органическим характером, снижение слухоречевого внимания и памяти, трудности запоминания и актуализации словарного запаса.

Направление в коррекционной работе: продолжить работу по коррекции и развитию произносительной стороны и слоговой структуры на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

4.Словарный запас: (Иван А, Костя Б, Вова З, Кристина  З.)

Достаточно сформирован словарь по лексическим темам, вместе с тем отмечаются трудности в актуализации слов, которыми дети редко пользуются в бытовой речи (сущ., глаголов, прилагательных)

Положительная динамика качества обучения и развития детей наблюдается.

Затруднения в реализации коррекционно-развивающей программы, связанные с особенностями детей: сниженный объем слухового восприятия, памяти , применение знаний, полученных в саду, дома.

Продолжить пополнять активный словарь на фронтальных и индивидуальных занятиях.

5.Связная речь: (Иван А, Костя Б, Вова З, Кристина З.)

Положительная динамика качества обучения и развития детей: наблюдается

Особого внимания требуют дети: практически все дети нуждаются в продолжении работы по развитию развернутой фразовой речи.

Затруднение в реализации коррекционно-развивающей программы, связанные с особенностями детей : недостаточность процессов планирования и развертывания речевого высказывания.

Направление в коррекционной работе: развивать связную речь на фронтальных и индивидуальных занятиях с применением опорных планов, наглядных схем ;

6.Грамматический строй речи: (Иван А, Костя Б, Вова З, Кристина З.)

7.Состояние артикуляционного аппарата: затруднений не выявлено,кроме: Иван А, Вова З. и Костя Б.

8.Мелкая моторика: (Иван А.)

Рекомендации:

Учителю-логопеду: продолжить коррекционную работу по совершенствованию всех структурных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики, укреплению и развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Особое внимание обратить на детей показавших низкий уровень по результатам мониторинга. Провести беседу с родителями детей показавших низкий уровень речевого развития о необходимости посещения регулярных занятий и важности выполнения домашних заданий.

Родителям: предложить использовать в домашних условиях игры и упражнения для развития фонематического слуха, коррекции грамматического строя, а так же игры и задания для накопления словаря и развития связной речи. Повторять пройденный лексико–грамматический материал в период отсутствия или пропуска.

В заключении можно сделать выводы о небольшой положительной динамике коррекционной работы по всем направлениям. Дети, показавшие сниженный уровень речевого развития за прошедшее полугодие, тоже показали динамику. Низкий уровень речевого развития связан с частыми пропусками занятий и невыполнением рекомендаций педагогов.

АНАЛИЗ ИТОГОВОГО  МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ЗА МАЙ

2022г.

Дата 18.05.2022г.

Целью педагогической диагностики являются отслеживание динамики развития детей старшего дошкольного возраста, определение эффективности образовательного процесса, оценка уровня речевого развития.

Списочный состав группы: 20 человек

Педагогической диагностикой были охвачены 19 человек (один воспитанник не прошёл обследование по причине отсутствия в ДОУ).

Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие»

Методы исследования: наблюдение, беседа, игра, рассматривание иллюстраций, проведение тестов и проб.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении уровня речевого  развития ребёнка по речевой карте для детей с ОНР  с опорой на наглядный материал.

Предметом исследования являлись:

  • Изучение состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи.

В результате обследования детей 6-7-го года жизни выявлено:

            19 обучающихся 6-7-го года жизни со следующими уровнями речевого развития:

  • IV- 10 человек.

                   Ребёнок с четвертым уровнем речевого развития приближен к речевой норме,  относительно детей с изначальной нормой. В число этих воспитанников входит ребёнок с ФФНР

  • III-IV-5человек
  • II-III-4человека
    Из них: 2 воспитанника с  сочетанными диагнозами. Речевые нарушения, обусловленные задержкой психического развития.

В течении года создавались оптимальные условия для преодоления грубых нарушений речи, коррекции особенностей эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников. Данные результаты системной коррекционной работы свидетельствуют о положительной динамике речевого развития детей по основным направлениям коррекционной программы.

Артикуляционная и общая моторика на начало года на низком уровне была у 35% детей, на конец года низкого уровня не показал ни один ребенок. Все дети овладели общим и специальным комплексами артикуляционной гимнастики, выработаны артикуляционные уклады для постановки всех групп звуков. Высокий уровень показали 80% воспитанников.

Звукопроизношение: на начало года на низком уровне были 75% детей и 25% на среднем уровне. На конец года в стадии автоматизации и дифференциации поставленных звуков со значительным улучшением стало 58% детей, 17% детей динамика среднего уровня, и  25% показали незначительною динамику. Причинами низкого и среднего уровня являются сочетанность сложных речевых и интеллектуальных нарушений, позднее начало занятий, частые пропуски, игнорирование рекомендаций обращения к специалисту (врачу-неврологу)

На начало учебного года 70% детей показали средний, 30% низкий  уровни сформированности звуко-слоговой наполняемости слова. На конец года результативность составляла: 20% воспитанников низкого уровня, 20% воспитанников со средним уровнем   и  60% воспитанников высокого уровня . В основном дети допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры  в виде перестановок, усечений, выпадений звуков и слогов;

При обследовании фонематического слуха и звукового анализа(синтеза) в начале года дети допускали грубые ошибки и ошибки, в основном, в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам . Отстуствовал навык звукового анализа даже из 2-х звуков. требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку 35% -низкий уровень; 45%) средний уровень - справляются частично с заданиями после многократных повторов;  и лишь 20% на уровне выше среднего, приближенного к норме. К концу года лишь 10% (2 человека) испытывают значительные трудности в узнавание и различение фонем родного языка. 26% на среднем уровне и 64% на уровне приближенной к возрастной норме.

На начало года 25% детей показали низкий  уровень в освоении словаря(словарный запас) (испытывали трудности в назывании частей предметов, перечислении номинативных компонентов,  детенышей животных и птиц, употреблении  антонимов, синонимов, родственных слов, профессии людей, некоторых обобщающих понятий), 45%- средний уровень и 30% на уровне, приближенном к возрастной норме.  На конец года показатели среднего уровня уменьшились до 31%, а высокий уровень вырос до 59%. Низкий уровень составили 2 воспитанника (10%), что уменьшилось вдвое.

Лексико-грамматические категории: на начало года низкий уровень показали 15%; средний 70% воспитанников.  Дети испытывали трудности в образовании (существительных множественного числа родительного падежа, уменьшительно-ласкательных существительных, суффиксов увеличительного значения, суффиксов для образования профессии мужского и женского рода, названий детенышей диких и домашних детенышей, притяжательных прилагательных). На конец года количество допущенных ошибок значительно снизилось:  42% обучающихся показали  средний  и 48%- высокий уровень освоения программы  по данному разделу. 10%(2 человека) с низким уровнем освоения.

Связная речь:

на начало учебного года 60% воспитанников были на низком уровне освоения. Дети с трудом как составляли пересказ по картинке, так и пересказывали прослушанный текс. Повторы могли быть до 4-х раз детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен. 25% на среднем уровне. 15%- приближены к возрастной норме. На конец учебного года связная речь  сформирована на высоком уровне у 13 воспитанников (68%): дети самостоятельно составляют и  пересказывают небольшие рассказы по серии картинок и сюжетной картине, используя развернутые предложения, у 5 (26%) – на среднем уровне: У одного ребёнка (5%) усвоение связной речи так и осталось на низком уровне, без отличительной динамики.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

Общий результат качества образования в группе на конец 2021 начало 2022 учебного года  представлен следующими показателями:

Высокий уровень –10  воспитанников (57%);

Средний уровень – 5 воспитанников (25%);

Низкий уровень – 4 воспитанник (18 %). Низкая динамика освоения программы данным ребенком обусловлена сложным сочетанным диагнозом.

Сравнительный анализ результатов усвоения образовательной программы на начало и конец  учебного года (2021-2022гг.) говорит о положительной динамике. Количество детей с высоким уровнем повысилось.

Рекомендации:

  • Для родителей выпускников, а так же детей, продолживших обучение по АООП в следующей учебном году, провести индивидуальные консультации, ознакомить с результатами диагностики, дать рекомендации по работе в летний в период домашних условиях.
  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.



Предварительный просмотр:

(рис. 1) Мониторинг логопедической работы

Старшая    группа компенсирующей направленности «Капелька». Общее количество детей – 20.

 МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» (2021-2022 уч. год)

Учитель-логопед Абрамова В.В.

1-низкий уровень; 2-ниже среднего; 3-средний; 4-выше среднего; 5-достаточный.

1 – звукопроизношение; 2 – фонематические процессы; 3 –слоговая структура;

4 –словарный запас; 5 –грамматический строй речи; 6 –связная речь;

7 – артикуляционная моторика; 8 – мелкая моторика

№/№

И. Ф

ребёнка

1.Звукопроизношение

2. Фонематические процессы

3. Слоговая структура слов

4.  Словарный запас

5. Грамматическ. строй  речи

6. Связная  речь

7. Арт.моторика

8. Мелкая        моторика

  Н

   С

  К

  Н

  С

   К    

  Н

 С

 К

  Н

  С

К

Н

С

К

 Н

С

К

 Н

С

К

Н

С

К

1.

Иван А.

1

1

2

2

2

3

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

2.

Владислав Б.

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

2

3

3

3.

Костя Б.

2

   2

3

2

2

4

2

3

2

2

2

3

3

3

3

2

3

3

2

3

4

2

3

4

4.

Миша Б.

1

1

2

2

2

2

1

2

3

3

3

3

2

   3

3

2

3

3

2

3

3

2

3

4

5.

Андрей Д.

4

4

5

3

4

5

4

4

4

4

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

4

6.

Саша Ж.

2

2

4

3

4

4

3

3

3

3

4

4

3

3

4

3

4

4

2

3

4

2

3

4

7.

Вова З.

1

1

   2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

1

2

3

2

3

4

8.

Кристина З.

1

2

2

2

2

3

1

2

2

2

2

2

3

3

3

2

2

3

2

3

3

2

3

4

9.

Вера И.

4

4

5

4

5

5

4

4

5

4

4

5

4

5

4

3

4

5

4

5

5

4

  5

5

10.

Даня И.

2

3

4

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

4

11.

Марат И.

2

3

4

5

4

4

4

4

4

4

4

5

3

4

3

4

12.

Елисей К.

4

4

5

4

4

5

4

4

4

4

4

4

3

3

4

3

3

4

2

3

5

2

3

4

13.

 Амина М.

2

3

4

3

3

4

4

4

5

3

4

4

3

3

4

3

3

4

2

4

5

3

4

5

14.

София Н.

1

2

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

15.

Руслан О.

2

2

3

2

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

  4

3

3

4

3

3

4

3

3

4

16.

Настя Т.

4

4

5

4

4

4

4

5

5

4

4

5

4

5

5

4

4

5

4

5

5

4

5

5

17.

Мира Ф.

2

  2

3

3

3

4

3

3

3

4

4

4

3

3

4

3

3

4

3

3

4

3

3

4

18.

Серёжа Ф.

2

3

3

4

3

5

3

5

3

4

3

4

3

4

3

4

19

Арина Ш.

2

2

3

2

3

3

3

3

3

2

3

4

3

3

4

4

4

4

3

3

4

3

4

5

20

Иброхим Ю.

3

4

5

3

4

5

3

4

4

3

4

4

3

3

4

3

4

5

3

4

5

3

4

4

       

Средний балл

2.2

2.5

3.4

2.8

3.1

3.4

2.8

3.1

3.3

3.0

3.4

3.7

3.0

3.2

3.6

2.9

3.2

3.8

2.6

3.3

4.1

2.6

3.4

4.0

Рис.2

IV уровень – 100–80%                                       IV -  2 человека   (80%)                   IV -  7 человек                                     IV- 10 человек
III  уровень – 79,9–60.5%                                  III -  13 человек (65%)                     III-   7 человек                                     III- IV- 5 человек
II уровень – 60 –45%                                         II  -  5 человек  (52,2%)                    II  -  4 человека                                   II- III- 4 человека
I  уровень – 44,9 и ниже                                    I   -  0 человек                                    I   -  0 человек                                     I- 0 человек              

                                                                                                                  В промежуточном мониторинге                            В итоговом мониторинге                                        

                                                                                                                  участвовало 18 воспитанников                            участвовало 19 воспитанников

Процентное соотношение %                              сентябрь 2021г.                                январь 2022г.                                    май 2022г.

1. Звукопроизношение                                                44%                                                  50%                                            68%  

2.Фонематические  процессы                                     56%                                                  62%                                            68%

3.Слоговая структура                                                  56%                                                  62%                                            66%

4.Словарный запас                                                      60%                                                   68%                                            74%                        

5.Грамматический строй речи                                   60%                                                   64%                                             74%                              

6.Связная речь                                                             58%                                                   64%                                             76%                                    

7.Артикуляционная моторика                                   52%                                                    66%                                             82%

8.Мелкая моторика                                                     52%                                                    68%                                             80%                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей логопедической группы во время умывания, кормления.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться н...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Планирование. Образовательная область "Речевое развитие" для логопедической группы(старший возраст)

Планирование. Образовательная область: «Речевое развитие» для речевой группы старшего возраста.   Смирнова Н.Е. Образовательная область: «Речевое развитие» месяц ...

Центр речевого развития в логопедической группе

Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:развитие связной речи;коррекция произношения;увеличение словарного запаса;развитие фонемати...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...

Конспект НОД по речевому развитию. Старшая логопедическая группа Тема: «В гости к Гномам»

Данное занятие является  занятием, реализуемым в рамках педагогического проекта. Оно не относится к какой-либо конкретной лексической теме, а является контрольным занятием, которое помогает опред...