Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ

(на примере авторских пособий).

И.И. Клёцбах, учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №6 Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита речь у ребёнка, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Основными условиями нормального становления является полноценная работа артикуляционного аппарата, а также правильное речевое дыхание и хорошо развитая моторика пальцев рук.

Сегодня я бы хотела немного рассказать о том, какие пособия для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики были мной созданы и используются  в работе.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Цель моих пособий по развитию дыхания – развитие выдоха с разной силой, тренировка речевого дыхания в процессе игры.  

Мною были созданы тренажеры для дыхания:

  • «пчёлки»,
  • «весёлые рыбки»
  • «межпланетное путешествие»
  • «паук Жорик»
  • «забавные птенчики»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, коррекции нарушений звукопроизношения. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений различных групп мышц. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,  необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для оптимизации и поддержания мотивации ребенка к развитию артикуляционной моторики, я использую игровой материал:

Пособия по артикуляционной гимнастике

  • «В гостях у краба»
  • «Морские звёздочки»
  • «Весёлый инопланетянин»

Цель которых - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата в игровой форме.

Работая с детьми с ОВЗ, все мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как нарушение моторики и слабое развитие кисти рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение, когда упражнение не получается. Понимая важность этой проблемы, мною были созданы пособия, помогающие развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через игровой вид деятельности:

  • «рак-отшельник»
  • «осьминожки»
  • «у птенцов на ужин».
  •  «космический твистер»

Цель: развитие мелкой моторики рук, укрепление кистей рук, пальцев, развитие межполушарных связей.

Так как сдоровьесберегающие технологии используются в нашей работе повсеместно, в заключении хотелось бы уделить внимание гимнастике  для глаз, которая является одним из приемов оздоровления детей. Гимнастика для глаз необходима для профилактики нарушений зрения дошкольников, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц, снятия напряжения. Так же гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. 

Вашему вниманию представляется тренажер для глаз:

  • «Прожорливая гусеница».

Цель: укрепление  глазозрительных мышц, развитие  внимания, зрительной координации.

И в заключение хотелось бы сказать, что исходя из представленного материала, хочется акцентировать внимание на то, что зачастую именно различные игровые пособия помогают сделать трудоемкий процесс обучения легче,  интереснее, отвлечь ребенка от тяжелой работы, позволяют превратить сложные логопедические упражнения в увлекательное приключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ) практическое пособие для педагогов

Содержание перспективного плана отражает основные аспекты данного направления. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно – тематической ...

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми (из опыта работы)

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и ...

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Авторские сказки в работе с детьми дошкольного возраста

quot;Дети должны жить в мире красоты, игры и сказки, музыки, рисунка и творчества" В.А. Сухомлинский...