Звук и буква Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Викторовна Башкатова

Конспект занятия  по обучению грамоте для детей подготовительной логопедической группы. Познакомить детей с звуком Л и буквой Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад №1 "Звёздочка" комбинированного вида"

г. Шиханы

Конспект  НОД по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: Звук Л. Буква Л.

Подготовила: учитель-логопед

 Башкатова С. В.

2022г.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе №21

Тема:  "Звук Л. Буква Л"

Цель:  познакомить со звуком Л, с буквой Л;

Задачи:

-корекционно - образовательные:     дать детям понятие о механизме образования звука Л;

дать характеристику звука Л;

познакомить с буквой Л.

- корекционно-  развиваюшие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух и восприятие;

развивать   умения   выделять   звук   в слове;

развивать навыки звукового анализа слова;

развивать умение делить слова на слоги;

-корекиионно- воспитательные:      

воспитывать   интерес   к   занятию;  

умение   слушать   друг   друга   и педагога;    

воспитывать  у детей самоконтроль;

воспитывать речевую активность, усидчивость.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

:         Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе: «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Логопед: -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А кто нам будет  помогать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 (логопед зачитывает загадку).

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

Дети: ЛУНТИК!

(На экране появляется Лунтик.)

Логопед: Кто из вас помнит историю Лунтика? Как он попал на землю? Что с ним потом случилось?

Дети: Он упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного. Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: А вот с каким звуком мы сегодня будем знакомиться вы узнаете, если найдете тени предметов.

(Дети находят тени предметов.)

Логопед:  Ребята, скажите, какой одинаковый звук слышится во всех словах?

Дети: Звук [Л]

Логопед: Верно, и сегодня мы будем изучать  звук Л  и познакомимся с буквой Л.

2.Характеристика звука.

При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду. Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Логопед: Можем мы его пропеть?

Дети: нет.

Логопед: Значит, какой это звук?

Дети: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, (обозначаем фишкой синего цвета). Когда мы произносим звук Л, горлышко поет, значит звук Л – звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Давайте поприветствуем нашего гостя. Я буду называть слова, а вы поднимаете фишку, когда услышите звук Л.

Колготки, шапка, санки, чулки, плащ, радио, самовар, платок, футболка, блузка, плавки, куст, робот, акула, …...

(Дети выполняют задание.)

4. Определение место звука в слове.

Логопед: Ребята, вы знаете, что Лунтик живет с б. Капой и дядюшкой Шером. Лунтик очень добрый и любит помогать бабушке по дому. Сейчас мы поможем Лунтику навести порядок в доме (слайд). Нужно найти игрушки со звуком Л и разложить их по полочкам. Если в слове услышите звук Л в начале слова, поставите ее на верхнюю полку, если звук в середине слова- на среднюю полку, а если в конце слова- на нижнюю полочку поставите.

(У детей на столах картинки)

(Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и ставит  на  нужную полку. )

       5.Физминутка. Игра «Вместе мы на луг пойдем»  

Вместе  мы на луг пойдём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

6. Деление слов на слоги

 Логопед: Ребята, Лунтик решил порадовать бабу Капу, нарвать цветов и расставить дома по вазам.

Лунтик по полю гулял

И букет цветов набрал.

Посмотрите-ка: цветы-

Небывалой красоты.

У цветочков в серединке-

Нарисованы картинки.

Вазы тоже непростые

На них- схемы слоговые.

С вами мы цветы возьмем

И по  вазам разнесем.

(Дети берут по одному цветку, называют картинку и определяют, сколько в слове слогов. Ставят цветок в нужную вазу.) (слайд)

7. Звуковой анализ слова 

Логопед: Ребята, баба Капа подарила Лунтику шкатулку, но чтобы ее открыть и узнать что в ней, надо выполнить звуковой анализ слова. Скажите, где живет Лунтик?. (на луне) Правильно! Вот сейчас мы выполним анализ слова  Луна

(Дети выполняют звуковой анализ) (слайд)

8. Знакомство с буквой Л

(Логопед достает из шкатулки букву Л)

Логопед: Ребята, посмотрите- это буква Л. (слайд)

Скажите, на что похожа буква Л?

 На что похожа буква Л,

 Поглядите ка скорей

 Может это галочка,

 Состоит из палочек?

 Или это крыша дома?

 Она каждому знакома.

 ( Ответы детей)

Логопед: Ребята, сколько элементов у буквы Л?

Пишем букву Л пальчиком в воздухе.

Выкладываем букву из палочек.

Печатаем букву в тетрадях.

Молодцы!

III. Заключительный этап.

Логопед: Ребята, с каким звуком вы сегодня на занятии познакомились?  А какую букву узнали и научились печатать?

Давайте еще раз вспомним, какой звук Л? (согласный, твердый, звонкий).

Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой.

Если вам  сегодня на занятии все понравилось, вам было интересно, возьмите веселого Лунтика, а если вам было не интересно-грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....