Логопедический игровой модуль для развития слоговой структуры слова "Слогокуб"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Кулагина Нина Степановна

«Слогокуб» - игровой модуль для работы со старшими дошкольниками по развитию слоговой структуры слова.

цель - способствовать активному познавательно-речевому развитию старших дошкольников, через формирование слоговой структуры слова.

задачи: - расширять и активизировать словарный запас, развивать связные высказывания, соблюдая слоговую структуру слов; - активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание и память с опорой на знаковую систему, что является необходимым условием для успешной подготовки детей к школьному обучению.

Игровой модуль «СЛОГОкуб» способствует развитию слоговой структуры слова в дидактических играх-упражнениях, с усложнением:

"Поиграем с гласными", "Сколько слогов?" "Найди ошибку", "Измени слово", "Выбери картинку", "Закончи предложение", "Путаница" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_igrovoy_modul_slogokub.docx722.38 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический игровой модуль

для развития слоговой структуры слова

«СЛОГОкуб»

автор: Кулагина Нина Степановна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

«Слогокуб» - игровой модуль для работы со старшими дошкольниками по развитию слоговой структуры слова.

цель - способствовать активному познавательно-речевому развитию старших дошкольников, через формирование слоговой структуры слова.

задачи: - расширять и активизировать словарный запас, развивать связные высказывания, соблюдая слоговую структуру слов; - активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание и память с опорой на знаковую систему, что является необходимым условием для успешной подготовки детей к школьному обучению.

Описание игрового модуля: куб обтянут фетром, на четырех сторонах цифры и полоски, обозначающие количество слогов в слове, на крышке куба прикреплены значки – символы гласных звуков, внутри куба имеются комплекты карточек (ламинированные с приклеенными липучками, которые хорошо цепляются за фетр) со словами разной слоговой структуры по лексическим темам (карточки на липучках),  набор фишек – баллов, счетные палочки, кубик с символами  гласных звуков.

Игровой модуль «СЛОГОкуб» способствует развитию слоговой структуры слова в дидактических играх-упражнениях, с усложнением:

«Поиграем с гласными» - одна из первых игр-упражнений, позволяющая детям закреплять знания о слогах, (предварительная работа: замещение гласного звука значком-символом, на основе этих знаний строится работа над делением слов на слоги (правило: сколько в слове гласных – столько и слогов) игры: «Покажи значок на кубике», «С какого звука начинается слово» и другие) задание: какой гласный слышен в слове (односложные слова), произнеси и покажи символ звука, сколько слогов в слове, если в слове один гласный звук?  

«Определи количество слогов» - детям выдаются карточки по итзучаемой лексической теме и они, определяя количество слогов в словах, распределяют карточки на ту сторону Слогокуба, где указана нужная цифра. За правильные ответы детям вдаются фишки – баллы, подсчет в конце игры.

«Найди ошибку» - карточки прикреплены на определенных сторонах Слогокуба, но не все карточки разместили верно, дети должны определить какие, и убрать их. Объяснить свой выбор и исправить ошибку, прикрепив эти карточки на нужную сторону Слогокуба. Полные ответы – фишка.

«Измени слово» - задание детям: выбираем картинку, определяем количество слогов в слове, прикрепляем на Слогокуб, затем нужно:

- сказать это слово с ласковым значением,

- изменить слово «Чего не стало?» (односложные слова),

- изменить слово «Один - много» (односложные слова)

За правильные ответы детям вдаются фишки – баллы, подсчет в конце игры.

«Выбери картинку» - задание детям: нужно выбрать картинку, подходящую к слоговой схеме слова (перед детьми на столе расположено множество карточек с картинками в свободном порядке) и прикрепить картинку на СЛОГОкуб:

- показ схемы педагогом,

- показ цифры вместо схемы,

- приводится пример слова, детям нужно самостоятельно определить количество слогов в заданном слове и подобрать подобную картинку, прикрепить картинку на СЛОГОкуб.

Игры-упражнения на любые лексические темы с закреплением знаний по слоговой структуре слов, например «Кто у кого?» - задание детям: логопед показывает сюжетную картинку «Животные и их детеныши» и предлагает детям закончить предложение:

- назови малыша (в ед. числе) и определи количество слогов в названии, выбери картину и прикрепи ее на правильную сторону СЛОГОкуба,

-  назови малышей (мн. число) и определи количество слогов в названии, выбери картину и прикрепи ее на правильную сторону СЛОГОкуба,

- назови маму детеныша и определи количество слогов в названии, выбери картину и прикрепи ее на правильную сторону СЛОГОкуба,

- назови папу детеныша и определи количество слогов в названии, выбери картину и прикрепи ее на правильную сторону СЛОГОкуба

Расширение и закрепление знаний детей по теме «Домашние /дикие животные», «Животные южных/ северных краев», «Птицы» и т.д.

За правильные ответы детям вдаются фишки – баллы, подсчет в конце игры.

Игры-упражнения на развитие ЛГСР с закреплением знаний детей по слоговой структуре слова, например игра «Закончи предложение» - логопед предлагает ребенку закончить предложение с опорой на картинки (один мальчик, много мальчиков) сегодня мальчик много (показ действия) бегал/ бегали, спал /спали и т.д. Ребенок отвечает с учетом заданной картинки (один- много) и определяет количество слогов в произносимом слове.

За правильные ответы детям вдаются фишки – баллы, подсчет в конце игры.

«Путаница» - задание детям: назови правильно слово, «распутай его», определи количество слогов в слове и выбрав картинку прикрепи ее на нужную сторону СЛОГОкуба: в некоторых словах слоги переставлены местами, в некоторых – какой-то слог может отсутствовать.

- двусложные слова, -трехсложные слова, -четырехсложные слова.

За правильные ответы детям вдаются фишки – баллы, подсчет в конце игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"

Задачи:• Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);• Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру с...

Игровые приёмы в развитии слоговой структуры слова.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»

Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...

Современные логопедические технологии на развитие слоговой структуры у детей с ОНР

В статье рассказывается поэтапное формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР и комплекс дидактических игр по теме....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования ...

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слов.

Игры и игровые упражнения на слоговую структуру слов....