ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
статья по логопедии

Лиукконен Елена Викторовна

 Аннотация: Целью статьи является рассказать, об эффективности включения логопедического массажа в комплекс медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Ключевые слова: массаж, техника массажа, воздействие, эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по логопедии38 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ                                                                           КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Что же такое логопедический массаж?

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, и представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

 Логопедический массаж должен осуществлять специалист прошедший специальную подготовку и владеющий техникой логопедического массажа. Однако использовать в своей работе приемы массажа после ознакомления со специальной литературой или спец. инструктажа могут логопеды, дефектологи, а в некоторых случаях родители ребенка.

Какое же физиологическое воздействие оказывает логопедический массаж на организм?

Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникшим под влиянием массажа и самочувствием, а также настроением человека. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, оно неразрывно связано с центральной нервной системой. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

  Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активирует ее лимфо - и кровообращение, а, следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

  Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлекторной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями.

  Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляций.

Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата т.к. функция мышц неразрывно связана с сухожильно–связочным аппаратом.                                                                                        

Существует сложная зависимость между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма: при легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей (оказывается успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие) при энергичных и быстрых движениях во время массажного воздействия повышается раздражимость.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Существуют различные виды и приемы массажа как расслабляющего, так и активизирующего. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса, рук. Особенное внимание уделяется мышцам периферического речевого аппарата (язык, уздечка, губы, мягкое небо, слизистая оболочка десен и твердого небо); лицевой мускулатуры (лоб, глаза, щеки, подбородок).    

                 

В логопедической практике используются следующие виды массажа:

- дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), основанный на приемах классического массажа;

-массаж биологически активных точек (БАТ) или точечный массаж;

- массаж с применением специальных приспособлений.

Общие рекомендации к проведению массажа.

  1. Помещение для проведения массажа должно быть чистым, теплым, проветренным.
  2. В среднем проводится 2-3 процедуры в неделю (подряд или через день)
  3. Цикл составляет по 10-20 процедур (повторяя с перерывом от 2-х недель до 2-х месяцев) в зависимости от тяжести нарушения тонуса мышц.
  4. Начальная длительность процедуры 5-7 минут, а конечная 20-30 минут.
  5. Ребенок не должен испытывать боли, однако могут быть поначалу неприятные ощущения.
  6. Не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить постепенно (исподволь).

Для проведения массажа необходимо иметь:

- медицинский спирт;

- стерильные салфетки;

- раствор для полоскания рта (гексорал);

- стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться для массажа);

-нашатырный спирт и 3% перекись водорода;

- защитная маска (во избежание попадания капельной инфекции).

Руки логопеда должны быть чистыми, без ссадин и царапин, с остриженными ногтями, без украшений.

Ребенку необходимо принять положение, оптимально способствующее расслаблению мышц (лежа на спине или поза, полусидя в кресле, имеющим высокий подголовник).

Существует 5 основных приемов массажа:

  1. Поглаживание (обязательный прием, с которого начинается процедура и им заканчивается).
  2. Растирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрация и поколачивание.
  5. Встряхивание или плотное нажатие.

Заключение:

Массаж как совокупность целостной системы приемов механического воздействия на различные участки тела является весьма эффективным методом в комплексе логопедического воздействия для преодоления речевых нарушений.

Наиболее полно о применении приемов логопедического массажа можно узнать по публикациям Е.В.Новиковой,2000; Е.А.Дьяковой,2003; Е.Е. Шевцовой,2002; МоржаковаТ.И.,1997 и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...

Презентация "Сенсорный логопедический массаж как один из приемов сенсорной стимуляции"

Согласно исследованиям специалистов, от 40 до 80% детей имеют те или иные нарушения в сфере сенсорной интеграции. Дисфункция сенсорной интеграции приводит к отставнию в нервно - психическом развитии, ...

Песочная терапия как эффективный метод коррекционного воздействия

В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье д...

Логопедический массаж, как один из комплексов воздействия на коррекцию звукопроизношения у дошкольников

Логопедическая работа, по устранению нарушений звукопроизношения очень трудоемка, имеет определенный план и комплексный характер, требующий комплексных занятий с логопедом....

Пескотерапия - метод коррекционного воздействия на детей с нарушением речи

Видеть ребенка счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, а главное с чистой речью, желание большинства родителей. Ведь, речь является одной из линий развития ребёнка. Входя в наш...

Техника эбру (рисование на воде) как ресурсный метод коррекционного воздействия эмоциональных и поведенческих нарушений детей дошкольного возраста.

В статье раскрыто коррекционное воздействие техники эбру на эмоциональные и поведенческие нарушения детей дошкольного возраста....