Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».
план-конспект занятия по логопедии

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Цель: Автоматизировать звук [Р]; расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»; научить правильному согласованию существительных и глаголов в числе.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики,

2. Развитие дыхания,

3. Развитие внимания, мышления, памяти

4. Развитие органов артикуляции,

5.  Развитие фонематического восприятия,

6. Развитие простого фонематического анализа,

7. Развитие связной речи

Коррекционно – образовательные:

1. Образование глаголов от существительных,

2. Согласование существительных и глаголов в числе,

3.Расширение и активизация активного словаря по лексической теме «Профессии»,

4. Закрепление звука [Р] в словах, предложениях.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитание усидчивости;

2. Воспитание доброжелательного отношения к логопедическим занятиям;

3. Воспитание самоконтроля за собственной речью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._podgrup._professii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Цель: Автоматизировать звук [Р]; расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии»; научить правильному согласованию существительных и глаголов в числе.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики,

2. Развитие дыхания,

3. Развитие внимания, мышления, памяти

4. Развитие органов артикуляции,

5.  Развитие фонематического восприятия,

6. Развитие простого фонематического анализа,

7. Развитие связной речи

Коррекционно – образовательные:

1. Образование глаголов от существительных,

2. Согласование существительных и глаголов в числе,

3.Расширение и активизация активного словаря по лексической теме «Профессии»,

4. Закрепление звука [Р] в словах, предложениях.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитание усидчивости;

2. Воспитание доброжелательного отношения к логопедическим занятиям;

3. Воспитание самоконтроля за собственной речью

Оборудование: ноутбук, презентация, вата, зеркала, алмазы, таблица-схема.

Ход занятия:

Этап занятия и его задача

/деятельность логопеда

Ответы детей

Примечание

Время

I

Организационный момент

Приветствие.

Профессий много в мире есть,
«Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить!»

Скажите, про что мы сегодня будем с вами говорить?

К нам в гости пришел тигренок, его зовут Рыча, на какой звук начинается его имя? Мы сегодня еще поговорим о звуке Р, а Рыча будет смотреть наше занятие и вместе с нами узнавать профессии и знакомится со звуком [Р].

-Здравствуйте.

-Про профессии

-На звук [Р]

Оборудование: Презентация

1 мин

II

Основная часть

1.

 Артикуляционная гимнастика.

Задача: развитие органов артикуляции.

«Улыбочка-трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Лошадка»

Язычком поцокай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Молодцы!  Тигренку понравилась, как вы выполняли упражнения.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Оборудование: презентация, зеркала.

5 мин

2.

«Какие мы знаем профессии»

Задача: развитие мышления

Я буду читать вам загадки, а вы отгадывайте.

1. Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты?

(продавец)

2. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

(доктор)

3. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?

(пожарный)

4. Кто дружит с феном и расческой, и делает модные прически?

(парикмахер)

5. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, венегреты?

(повар)

6. Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины?

(строитель)

7. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?

(полицейский)

А какие еще вы знаете профессии?

Дети отгадывают загадки. Называют профессии.

Оборудование: презентация

2 мин

3.

«Хлопни на звук Р»

Задача: развитие фонематического восприятия, развитие памяти, закрепление звука Р в словах.

Я сейчас буду называть вам профессии, а вы, если услышите в слове звук Р, хлопайте в ладоши.

Какие слова со звуком Р вы запомнили?

Дети хлопают в ладоши, если слышат в слове звук Р.

Слова: продавец, парикмахер, учитель, шахтер, воспитатель, повар, строитель, ученый, маляр, шофер, полицейский, доктор, музыкант, космонавт, фотограф, лесник,

2 мин

4.

«Кто где работает?»

Задача: развитие мышления.

Я буду называть профессию, а вы должны сказать, где этот человек работает.

Дети выполняют задание.

Слова: Учитель – в школе;

Повар – в столовой;

Строитель – на стройке;

Доктор – в больнице;

Портной – в ателье;

Продавец – в магазине;

Парикмахер–в

парикмахерской;

Актриса– в театре;

Садовник – в саду;

Дворник – на улице;

Фокусник – в цирке;

Пожарный – в пожарной команде

2 мин

5.

«Один много»

Задача: развитие согласования существительных и глаголов в числе, закрепление звука Р в словах.

Я буду называть словосочетание, а вы должны называть его во множественном числе, например, продавец продает- продавцы продают.

Назовите слова со звуком Р.

Дети выполняют задание по образцу.

Словосочетания:

Водитель водит-

Пожарный тушит-…

Врач лечит-врачи-…

Певица поет-…

Парикмахер стрижет-…

Учительница учит-…

Портниха  шьет-

Птичница кормит-

 2 мин

6.

«Путаница»

Задача: развитие мышления.

Наш тигренок перепутал слова в предложениях, давайте ему поможем исправить ошибки.

Дети исправляют ошибки в предложениях

Предложения: Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.

Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги. Учитель лечит больного, а врач учит учеников. Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино. Птичница кормит цветы, а цветовод выращивает цыплят.

2 мин

7.

 «Назови по образцу»

Задача: образование существительных женского рода, закрепление звука Р словах.

Я буду называть мужскую профессию, а вы эту же профессию только женскую.

Давайте произнесем слова со звуком Р.

Дети выполняют задание по образцу.

Слова:

Мужчина — повар, а женщина — повариха.

Мужчина — художник, а женщина — художница

Мужчина — артист, а женщина — артистка

Мужчина — певец, а женщина — певица.

Мужчина — учитель, а женщина — учительница.

Мужчина — лётчик, а женщина — лётчица

Мужчина – портной, а женщина — портниха.

Мужчина — тракторист, а женщина — трактористка.

Мужчина — таксист, а женщина — таксистка.

3 мин

8.

«Ответь на вопросы»

Задача: развитие мышления, согласование имен существительных и глаголов в числе,  развитие образования глаголов от существительных, развитие связной речи.

Я буду вам задавать вопросы, а вы должны отвечать полным предложением.

Дети отвечают на вопросы.

Вопросы: Что делает Учитель? (Учитель учит детей)
Что делает продавец? (Продавец продаёт товар)
Что делает врач? (Врач лечит людей)
Что делает строитель? (Строитель строит здания)
Что делает художник? (Художник рисует картины)
Что делает повар? (Повар готовит еду)
Что делает портной? (Портной шьёт одежду)
Что делает строитель? (строит и ремонтирует дома)
Что делает маляр – штукатур? (красит, белит, штукатурит)

2 мин

9.

«Составь предложение»

Задача: развитие связной речи, развитие внимания, развитие памяти, закрепление звука Р в предложениях, согласование существительного и глагола в числе.

Я сейчас покажу картинку, вы их назовете, запомните, закроете глаза, я уберу одну картинку, потом вы должны мне сказать какой картинки не хватает. Затем выберете картинку и составите с ней предложение.

Дети выполняют задание.

Оборудование: презентация

3 мин

10.

«Пальчиковая гимнастика»

Задача: развитие мелкой моторики.

Повар готовил обед,   (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет   (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,   (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой.   (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон.   (Загибают мизинец)
И очень доволен он.   (Разводят руками)

Дети выполняют упражнения за логопедом

1 мин

11.

«Подуем»

Задача: развитие дыхания.

Дети кладут ватку на ладонь и сдувают, вдыхая носом и выдыхая ртом.

Дети выполняют дыхательное упражнение по образцу.

Оборудование: вата

1 мин

12.

«Окошечки»

Задача: развитие простого фонематического анализа.

Я буду называть вам слова, а вы будете класть кружочек в нужное окошечко. Если звук Р находится в начале слова, то кладите в первое окошечко, если в середине- во второе, если в конце слова, то в третье окошечко.

Дети выполняют задание.

Оборудование: схема-таблица.

Слова: штукатур, тракторист, рабочий, портниха, маляр, продавец.

2 мин

III

Подведение итогов занятия

1 мин

 Задача: систематизация знаний

Вот и закончилось наше занятие. Тигренок вас благодарит за него и прощается с вами. Скажите, какие профессии вы запомнили? Кем бы вы хотели стать в будущем? Про какой звук мы сегодня говорили? Тигренок дарит вам алмазы за занятие.

Дети отвечают на вопросы.

Оборудование: алмазы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема: образование существительных единственного числа в форме родительного падежа.

Конспект лексико-грамматческого занятия в средней инклюзивной группе. Лексическая тема: домашние животные. Грамматическая тема:  образование существительных единственного числа в форме родительно...

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] на материале лексической темы "Одежда"

Автоматизция звука [р] на материале лексической темы "Одежда". Индивидуальная работа....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в  словах....

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».Цель: Автом...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...