Индивидуальное занятие с ребенком с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии

Иконникова Ольга Сергеевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей младшего школьного возраста с ФФНР (артикуляторно-фонетическая дислалия) (приложение 7)

Тема: «Активизация функций речевого аппарата. Постановка звука [Р]»

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к произнесению раскатистого звука [Р].

Задачи:

Обучающие:

- подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [Р];

- закрепить зрительный образ буквы [Р].

Развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематические представления;

- совершенствовать навыки фонематического анализа;

- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение чётко выполнять инструкцию.

Оборудование: зеркало; карточка с текстом; пластилин; карточка с черно-белыми изображениями.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Примечание

Время

1.Организационный момент.

Задача.

Здравствуй!

Для начала сделаем артикуляционную гимнастику. Поставь зеркало на подставку.

Ребенок ставит зеркало на подставку.

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

1 минута

Задача.

Развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ:

«Трубочка»

Вытянем губки вперед, как будто хотим сказать звук У. Держи, а я посчитаю до 6.

«Рупор»

Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянем губы широкой трубочкой.

Упражнения для языка:

«Блинчик»

Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губу.

«Лошадка»

Поедем за грибами на лошадке. Лошадка цокает копытцами по мостовой. Поцокаем язычком.

«Грибок»

Соберём грибки и повесим на сучок. Присосем язычок к небу. Сорвем грибок - оторвём язык от нёба.

«Чашечка»

Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Тебе нужно округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».

«Дятел»

А в лесу нас встречал дятел. Откроем рот, поднимем язык за верхние зубы и постучим по бугоркам за верхними зубками, произнося звук [Т].

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

Ребенок выполняет все упражнения, смотря в зеркало.

Логопед с ребенком выполняет артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

10 минут

3.Основная часть.

Задача

Развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Постановка раскатистого звука [Р]. Подготовительный этап.

Логопед: теперь сделаем «Блинчик» и побарабаним широким язычком за верхними зубами. Вот так – д-д-д.

Видишь, бумага колеблется при каждом ударе твоего язычка. Так можно проверить правильность выполнения упражнения.

Ребенок выполняет упражнение.

Логопед демонстрирует верное выполнение упражнения.

Ребенок выполняет.

Логопед подносит ко рту ребенка полоску бумаги.

Упражнение повторяется несколько раз, пока данная артикуляция не будет выполняться достаточно быстро и свободно.

5 минут

Задача.

Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Поймай звук».

Логопед: сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить много разных звуков, а ты топни, если услышишь звук [Р] и хлопни, если услышишь другой согласный звук: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р].

Аналогично - в слогах: Ру, ло, ка, ра, ро, ры, лы, са, ры.

Ребенок выполняет задание.

3-4 минуты

Задача.

Развитие мышления, развитие внимания.

Дидактическая игра «Подчеркни слова»

Подчеркни слова, в которых есть буква Р.

Дети пошли в лес. Стали собирать там грибы. Они их очень любят. Дети набрали полную корзинку. Принесли ее домой. И сварили вкусный грибной суп.

Ребенок выполняет задание.

Логопед предлагает ребенку карточку с текстом.

3-4 минуты

Задача.

Развитие фонематического слуха, развитие внимания.

Определение места звука [Р] в словах.

Логопед: я буду тебе читать слова, а ты запиши их в 3 столбика. В 1 столбике мы запишем слова, в которых звук [Р] в начале, во 2 – по середине, а в 3 – в конце: тетрадь, барабан, ракета, бор, телевизор, мираж, рука, работа, милиционер.

Ребенок выполняет задание.

2-3 минуты

Задача.

Развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Работа с пластилином.

Логопед: перечисли, что здесь нарисовано. (Рот, крот, кот, крыша, крыса, книга, вагон, рис).

Обведи пластилином по контуру только те изображения, в названиях которых есть звук [Р].

Ребенок обводит пластилином по контуру изображения, в названиях которых есть звук [Р].

Логопед предлагает ребенку картинку с черно-белыми изображениями.

3-4 минуты

4.Итог занятия.

Задача.

Оценить работу на занятии.

Логопед: чем мы сегодня занимались? Что тебе понравилось?

Логопед оценивает деятельность ребенка.

1-2 минуты

Самоанализ занятия (приложение 8):

Занятие проводилось с ребенком старшей логопедической группы.

Определение цели и задач занятия, планирование его содержания, методов и приемов логопедического воздействия осуществлялось с учетом возрастных и речевых особенностей ребенка.

На занятие была поставлена цель: подготовить артикуляторный аппарат для произношения раскатистого звука Р. На занятии были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

- подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [Р];

- закрепить зрительный образ буквы [Р].

Развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематические представления;

- совершенствовать навыки фонематического анализа;

- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение четко выполнять инструкцию.

Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приемы соответствовали его возрасту и подобраны с учетом его индивидуальных особенностей (внимания, утомляемость и т.д.). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика.

На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия. На занятии старалась создать благоприятный эмоциональный фон, положительную мотивацию к выполнению   задания дополняла поощрением. Ребенок проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития.Цель данного занятия- развитие коммуникативных и речевых навыков....

Конспект индивидуального занятия с ребенком с РДА 5 лет

Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА....

Индивидуальное занятие с ребенком

Индивидуальное занятие...

Конспект индивидуального занятия с ребенком с диагнозом ФФНР

Тема: «Постановка звука [Р]. Тигренок учится рычать». Коррекционно – образовательные цели:Вызывание и постановка отсутствующего звука различными способами (механическим, смешанным).Коррекционно –...

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной к школе группы по развитию познавательных процессов с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича и информационных технологий «Письмо от лесных зверей»

Занатяие  направлено на развитие памяти, произвольности внимания, формирование навыков создавать целое из частей, способствует развитию творческой активности детей, воспитанию доброжелательного о...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....