Конспект логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Веретенникова Ольга Ивановна

Конспект  логопедического занятия по теме «Овощи. Огород»

в подготовительной группе для детей с ОНР

по формированию навыков связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovoshchi.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по теме «Овощи. Огород»

в подготовительной группе для детей с ОНР

по формированию навыков связной речи

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания картины, составление и распространение предложений по вопросам логопеда, совершенствование навыка анализа предложений.

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, мышления.

Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности; формирование понятия о дружбе, взаимопомощи, помощи взрослым в огороде и на кухне.

Используемые медиа-объекты: музыкальное сопровождение (фрагменты, стихотворения, картинки, презентация с использованием видео «Сеньор-помидор»)

Оборудование:

Муляжи овощей и фруктов; кастрюля; пакет томатного сока; салатница; картинный материал с изображением овощей; полоски для анализа предложений; су-джок на каждого ребенка; телевизор с возможностью просмотра презентации; видео «Сеньор-помидор» с участием воспитателя; магнитная доска и магниты для крепления наглядных пособий; синквейн в виде замка; изображение Чиполлино на большом ватмане для раскрашивания.

Словарная работа: активизация лексического запаса по теме «Овощи», пополнение активного словаря уменьшительно-ласкательными существительными, относительными прилагательными, глаголами, обогащение речи сложными словами («овощевод», «белокочанная»).

Используемые методы:

  • наглядный (работа с муляжами, иллюстрации, презентация)
  • словесный (беседа)
  • практический (составление схемы предложения)

Взаимодействие с детьми.

Вводная часть (создание нужного психологического настроя на занятии)

Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. Я превращаю вас в маленькие семена, присядьте. Теплое солнышко пригревало их, дождик поливал, они росли и стали растениями (Дети показывают, как семена росли) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Вдохните. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Выдохните. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, снова тянутся к солнышку. Молодцы, ребята, я думаю вы готовы отправиться в сказку и будете внимательно меня слушать.

Основная часть

  • Знакомство с жителями сказочного города (актуализация словаря, формирование обобщающего понятия)

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Мы попали в чудесный город, где живут интересные жители. Но кто-то запер их в бассейне с фасолью. Давайте спасем их и расспросим, что приключилось. (Дети подходят к бассейну, опускают руку и достают один из овощей, называют его: морковь, огурец, перец, помидор, лук, картофель, свекла, капуста) Молодцы. А как мы назовём их одним словом? Правильно, это овощи.

  • «Кто больше? » (обогащение экспрессивной речи словами-признаками)

Логопед: Жителям было бы очень приятно, если бы вы назвали их отличительные слова-признаки. Ведь все овощи разные и по форме, и по цвету, по вкусу, запаху. Назовите как можно больше слов-признаков, а я отмечу, кто у нас самый активный в группе. Старайтесь не повторяться и называть разные слова-признаки.

Морковь какая? – длинная, оранжевая, свежая

Помидор – алый, красный, сочный, вкусный, водянистый, круглый

Огурец – зеленый, шершавый, твердый

Перец – сладкий, ароматный, спелый

Лук – горький, круглый, полезный

Свекла – сладкая, сочная, яркая

Капуста – хрустящая, крупная, белокочанная

Картофель – пресный, коричневый, круглый.

Все молодцы!

  • «Назови ласково» (формирование уменьшительно-ласкательных существительных) (с использованием презентации)

Логопед: В этом городе живут как взрослые, так и дети. Давайте назовем большой овощ и маленький.

Большой баклажан, а маленький? – Баклажанчик.

Слова: Перец-перчик. Укроп-укропчик. Помидор – помидорчик. Огурец-огурчик. Морковь – морковочка. Редис – редисочка. Чеснок-чесночок. Лук - лучок.

Логопед: Вы узнали герои какой сказки присутствовали на слайдах? («Приключения Чиполлино» Джанни Родари)

На слайде видео-сюрприз (воспитатель в костюме сеньора-помидора):

«Я – синьор помидор

С кожею атласной

И вступать со мною в спор овощам опасно!

Захватил я Чиполлино и доволен буду,

что ребята целый год останутся без лука!»

Логопед: Теперь понятно, кто вредит овощам. Ребята, вы же настоящие друзья?! Я думаю надо выручать Чиполинно из беды. Сеньор-помидор знатный овощевод. То есть кто это, ребята? (Тот, кто разводит овощи). Он согласен отпустить Чиполлино, если мы поможем ему собрать урожай и приготовить обед. Согласны?

  • Физкультминутка «Убираем урожай» (координация речи с движением, подбор слов - действий)

В огород мы идём, что поспело, уберём!

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем

Срежем мы, кочан капусты.

Очень сочный очень вкусный.

Урожай мы собираем

Все движения выполняем и называем слова-действия.

Логопед показывает картинки, а дети называют слово-действие и изображают его.

Картофель – выкапываем,

Лук, морковь – выдёргиваем,

Капусту – срезаем,

Помидор, огурец — срываем.

Свёклу — выдёргиваем,

Перец, баклажан – срываем,

Тыкву – срезаем,

Репку – выдёргиваем.

  • «Посчитай» (согласование числительных с существительным)

Логопед: Сеньор-помидор просит посчитать, сколько урожая помидоров мы собрали. Считаем: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Молодцы, ребята!

  • «Отбери овощи» (развитие мышления, формирование обобщающего понятия «овощи»)

Мы собрали урожай и теперь нам нужно приготовить обед. Но на складе сеньор-помидор все перемешал. Подойдите и возьмите каждый по одному овощу, а фрукты оставьте на столе. (У каждого ребенка в руке по овощу). Посмотрите, правильно ли вы выполнили задание?

  • «Приготовь обед»

Логопед: Ребята, а как мы можем приготовить овощи? Давайте вспомним слова-действия: чистить, резать, солить, тушить, жарить, мариновать, варить, тереть, выжимать сок.

Давайте поиграем в поваров и приготовим сок, суп и салат (ребенок называет блюдо и кладет в кастрюлю, салатницу свой овощ).

- Женя, если основной овощ для приготовления супа будет свекла, то суп будет какой? – Свекольный. А суп из всех овощей? – Овощной.

Суп: луковый, чесночный, картофельный.

Теперь готовим салат. Из огурца – огуречный, из капусты – капустный, из моркови – морковный.

А сок приготовим из помидоров, он будет? - Томатный.

Молодцы! Садимся за столы.

  1. Ребята возьмите по ежику (су-джок)

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с мизинца.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

  1. Продуктивная деятельность (составление предложений по вопросам логопеда , составление схемы предложения)

Логопед: Ребята, Сеньор-помидор приготовил для нас еще одно задание.

Посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы полным красивым предложением.

- Что растет в огороде? - В огороде растут овощи.

- На чем растут овощи? – Овощи растут на грядках.

- Кто ухаживает за грядками? – За грядками ухаживают дети, огородники.

- Что делает Петя? - Петя поливает лук.

Давайте сделаем это предложение более длинным и красивым. Какой лук поливает мальчик?

- Петя поливает зеленый, вкусный, полезный лук.

- С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной, сладкой морковью)

Составим схему предложения: «Витя рыхлит грядку». Слово мы обозначаем одной полоской. Вспоминаем правило, что в конце предложения ставится…. точка.

Сколько слов в предложении? Какое первое? Какое последнее?

Заключительная часть:

Рефлексивный компонент:

– Ребята, какие Вы молодцы! Сеньор - помидор показал нам, где спрятал Чиполлино, но забыл оставить ключи. Чтобы открыть дверь, нам нужно вспомнить все, что мы проходили сегодня на занятии и составить синквейн к слову «Помидор».

Помидор

Сочный, вкусный.

Режут, маринуют, едят.

Я люблю аппетитный помидор.

Полезно.

Молодцы. Вы освободили Чиполлино! Можете раскрасить его вместе с воспитателем вечером и нарисовать рядом ваши любимые овощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен формалаштыру» («Формирование навыков связной речи у детей с ОНР III уровня»

В  вводной части дается методика и приемы диагностики речевого развития детей на момент поступления в логопедическую группу, основывая ее на анамнестических данных и на условиях социальной среды ...

методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен формалаштыру» («Формирование навыков связной речи у детей с ОНР III уровня»

В  вводной части дается методика и приемы диагностики речевого развития детей на момент поступления в логопедическую группу, основывая ее на анамнестических данных и на условиях социальной среды ...

«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Сегодня каждый пятый взрослый  не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ

закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по слайдам – картинкам, формировать навык связной монологической речи....

Конспект образовательной деятельности по формированию навыков связной речи детей подготовительной группы с использованием приема "Синквейн"

Цель:  Развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей  по прослушанному рассказу. Задачи:Обучающие:    1.Познакомить с м...