Методы формирования языковой системы. Работа с неговорящими детьми
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Голубева Диана Евгеньевна

В работе описываются методы, которые помогают при работе с неговорящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с неговорящими детьми24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Диана Евгеньевна

учитель-логопед, МБОУ «Школа-интернат №4 дошкольное отделение»

г. Челябинск

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ  СИСТЕМЫ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ.

        Речь является основным средством общения и занимает главное место в психическом  развитии  ребенка,  также она связана с формированием мыслительной деятельности и представляет сложный психофизиологический процесс реализации языка.  

        Современный  этап  развития  теории  и практики коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с отсутствием речи. Именно той категории детей у которых нет воспроизводства звуков, нет фонации, и артикуляции звуков нет вообще. Либо это крик, либо это визг, либо ребёнок вообще молчит. И самое главное отсутствие понимания речи.

        Анализ специальной литературы, посвящённый изучению особенностей речевого  развития  детей  с  речевой  патологией,  представлен  большим количеством  исследований  таких  авторов,  как  Ж.В.  Антипова,  Г.В.  Бабина, В.К.  Воробьева,  Б.М.  Гриншпун,  Л.Р.  Давидович,  Н.С.  Жукова, В.А. Ковшиков,  Р.Е. Левина  и мн. др. Однако  лишь единичные  работы, касающиеся  научно-методических  аспектов  активизации  у  неговорящих детей  речевой  деятельности,  нарушение  которой  обусловлено  различным генезом.

         Дошкольники  с  отсутствием  языковых  средств  представляют  собой  полиморфную  группу,  характеризующуюся  различным уровнем  речевого,  психического,  эмоционального,  интеллектуального  и моторного  развития.  

        В  практической  деятельности  мы  сталкиваемся  с неговорящими  детьми,  имеющими  различный  диагноз:  алалия,  задержка психического  развития,  задержка  психоречевого  развития, ранний детский аутизм, тотальное недоразвитие тяжёлой степени  и др. Активизация  речевой  деятельности  у  детей  с  отсутствием  речи  требует создания  специальных  дифференцированных условий использование вариативных  и инновационных  технологий. В связи с этим  возникает  необходимость  применения дифференцированного  подхода  в  процессе  по  активизации  речевой деятельности у дошкольников, с учетом состояния  психофизиологических  или  психофизических процессов и уровня восприятия и воспроизведения собственной речи.

         Новым и интересным направлением с неговорящими детьми  является методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. Мы решили применить в своей работе эту систему учитывая рекомендации автора.               

        Речевое развитие происходит согласно  онтогенеза. Появляются звуки, гуление, лепет, слоги, слова, фраза и т.д. Если у ребенка есть нарушение речи, то значит, есть сбой этой программы, а в каком месте точно есть  сбой никто не знает. Грамотная организация логопедической работы возможна только при правильной организации языковой системы. Языковая система представляет собой   структуру кодов:

        лексического-система ассоциаций, основанная на классификации и категоризации объектов мира;

        фонетического -умение различать звуки, винарные признаки звуков: глухие, звонкие;

        грамматического- падежи и предлоги;

        синтаксического-формирование предложения с выходом на связную речь. Только  тогда,  логопед охватывает не только артикуляционные, но и языковые явления.

       Первым этапом и  началом - начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез). При помощи музыки и тактильных ощущений, строится работа. Проще говоря это соединение артикуляции, дыханя и голоса, берётся  прообраз  гуления. Известно что в норме, дети гулят на прообразах гласных звуков. Берутся гласные звуки и формируется гуление. Главная задача на этом этапе дать фонацию, голосопадачу. Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонацию.

 Главная задача, научить длительно по времени подавать голос. Для этого необходимо войти в контакт с ребенком, сопровождая манипуляции с предметами элементарной речью и звукоподражаниями. С помощью игрушек могут быть разыграны элементарные сюжеты с речевым сопровождением.

Кукла, кукла плачет а-а-а-а

Оля охает о-о-о-о-о

Паровоз, гудит у-у-у-у

Мишка плачет э-э-э-э-э

      Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер. Взрослый вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики.

        Вторым этапом работы является пропевание гласных с переключением: а-а-а-о-о-о-и-и-и-ы-ы-ы. Таким образом гласные структурируются. Далее  начинается работа с согласными звуками, из  согласных  берутся звуки раннего генеза которые можно  услышать в норме,  у  детей  в  возрасте  семи  –  восьми  месяцев.  [П,  Б,  М,  К,  Т]  –ребенок произносит эти звуки в виде цепочки слогов. Лепет  появляется  на  базе  врожденных  безусловных  рефлексов. Именно с этими звуками мы начинаем нашу работу, и только после отработки звуков мы начинаем соединение гласного и согласного звуков. Главной задачей является  научить переключаться со слога на слог. Например (ма, та,па,на,ба,ка,па,ка). Таким образом мы формируем  фонетический код.

       Третьим этапом работы, является отработка лексического кода – это  формирование фразы и переход к связной речи. Овладение лексическим кодом является показатель мыслительной деятельности.

       Зарождение любой фразы начинается с глагола, поэтому глаголу в логопедической работе необходимо уделять самое пристальное внимание. Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка - киса, мишка - миша, поросенок - хрюша, петух - петя, заяц - зая, кукла - ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры.  При работе над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет.

Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание.

       Таким образом актуальность рассмотренной темы обусловлена, прежде всего, поиском путей  оптимизации  логопедической  работы  по  активизации  речевой деятельности у  неговорящих детей.  Необходимо применять различные приемы по  активизации  и  развитию  речи  с  учетом  индивидуальных  особенностей ребенка. Овладение  устной  речью, у неговорящих  детей  вызывает  большие трудности,  поэтому  на  наш  взгляд  необходимо  использовать такую систему, которая будет способствовать активизации речи. Коррекционно-логопедическая работа, позволила оценить эффективность применения формирования языковой системы у неговорящих детей по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н. Наша работа позволяет сделать вывод, чем раньше будет начата работа    по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Айрес,  Э.Д.  Ребенок  и  сенсорная  интеграция:  Понимание  скрытых проблем развития / Д. Айсер. – М.: Теревинф, 2009. – 270.

2.  Актуальные  проблемы  нейропсихологии  детского  возраста:  учеб. пособие  /  под  ред.  Л.С.  Цветковой.  –  М.:  Изд-во  Московского  психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.

3.  Ананьев,  Б.Г.  Сенсорно-перцептивная  организация  человека  /

Б.Г. Ананьев  //  Познавательные  процессы:  ощущения,  восприятие.  –  М.: Педагогика, 1982. – С. 9–31.

4.Архипова,  Е.Ф.  Логопедическая  работа  с  детьми  раннего  возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ «Астрель», 2007. – 224 с.

5. Новикова-Иванцова Т.Н.-/От слова к фразе. Книга1 Издательство: Москва  2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

«Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

«Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со с...

Система работы с неговорящими детьми. Пропевание.

Просмотрев вебинары работы  Новиковой-Иванцовой я решила использовать ее методику "Работа с неговорящими детьми.Пение" в своей работе. Вот некоторые конспекты данной методики:...

Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет....

«Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 2-х до 5 лет.

Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и д...