«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития. Одна из таких форм - культурные практики. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вашему вниманию опыт работы

«Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития. Одна из таких форм - культурные практики. 

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:

  • Культурные практики, инициируемые детьми
  • Культурные практики, инициируемые взрослыми

Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Почему именно проектная деятельность, спросите вы.

 Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.

 Потому что проект это:

- цель, принятая и освоенная детьми

- конкретное творческое дело

- поэтапное движение к цели

- звено в системе воспитания

Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания. Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в  свою работу.

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель  моей работы.

У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.

Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича  Веракса и Натальи Борисовны Крыловой  разработала цикл коррекционно-развивающих  тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана  система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени  областного конкурса здоровьесберегающих технологий.

 Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».

Проект  «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят  моно проекты  «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и  другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.

Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ».  Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.

 Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.

Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который  расширяет  воспитательный потенциал семьи,  вовлекает родителей и  педагогов в активное участие при организации  образовательно-воспитательного процесса учреждения.   Программа отмечена дипломом  третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.

Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда».  Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и  специалистов учреждения. 

Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого. Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений. С какой теплотой дети рассказывают  и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.

Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса»  и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее.  Работа, над которыми проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания  детей.

Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов -  проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей  деятельности детей, родителей, логопеда.

Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена  положительная динамика.  

Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать! Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.

Более подробно с моими  работами  вы можете  познакомиться в сети интернет,  на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.

 Педагог, который прислушивается к детям,  знает,  что их интересует, найдет много тем для проектов.

Обратите внимание на этап проекта  номер  пять.   Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!

Представляю вашему вниманию опыт работы «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик».

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, поиска новых форм совместной деятельности взрослых и детей. 

Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которые должны содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития.

Одна из таких форм - культурные практики. 

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе детского сада:

  • Культурные практики, инициируемые детьми
  • Культурные практики, инициируемые взрослыми

Наиболее эффективной формой реализации в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применять» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Почему именно проектная деятельность, спросите вы.

 Да, это мой выбор! И не потому что, это дань моде или желание быть в тренде. Это осознанный выбор.

 Потому что проект это:

- цель, принятая и освоенная детьми

- конкретное творческое дело

- поэтапное движение к цели

- звено в системе воспитания

Девиз проектного метода «скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С этими словами, я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усваивает определенные знания.

Всю свою деятельность рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта. Как показывает практика, в последние годы количество «особенных» детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи и пришла к выводу о включении проектов в  свою работу.

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников - Цель  моей работы. У вас наверное возник вопрос какую же конкретно работу я провожу для достижения результата.

Опираясь на методические разработки Николая Евгеньевича и Александра Николаевича  Веракса и Натальи Борисовны Крыловой  разработала цикл коррекционно-развивающих  тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Мой первый Проект «Покажи и расскажи» - нетрадиционные формы работы с детьми. В нем описана  система по здоровьесбережению. Отмечен дипломом первой степени  областного конкурса здоровьесберегающих технологий.

 Проект «Речевое дыхание у дошкольников» направлен на развитие правильного дыхания, куда входит мини проект «Система оздоровительной работы по дыхательной гимнастике в условиях современного ДОУ».

Проект  «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей» Направлен на развитие связной речи и грамматического строя речи, и конечно же культурных практик. Куда входят  моно проекты  «Гагаринская весна», для нашей области он актуален и культурно значим и  другой проект «Дорога в Храм» с основами православной культуры.

Проект – помощник - «Лэпбук - как нетрадиционная форма работы с детьми с ОВЗ».  Организация проектов по подготовке к обучению грамоте подводит воспитанников к выявлению (на начальном этапе с помощью логопеда и с его подачи) проблем звуковой, слоговой сторон речи, слова, словосочетания, предложения, поиску путей их решения.

 Может создаться впечатление, что мои проекты узконаправленные, только используемые для коррекционно - развивающего процесса. Нет, наряду с этим, стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности, делиться опытом с молодыми специалистами и коллегами.

Проект по взаимодействию логопеда со школой и с семьями воспитанников «Вместе весело шагать», является частью программы «Мы вместе!», который  расширяет  воспитательный потенциал семьи,  вовлекает родителей и  педагогов в активное участие при организации  образовательно-воспитательного процесса учреждения.   Программа отмечена дипломом  третьей степени областного конкурса психолого - педагогических программ.

Проект «Сотрудничество специалистов ДОУ и учителя-логопеда».  Реализация разносторонних аспектов данного проекта предусматривает полную интеграцию согласованной действенной работы педагогов и  специалистов учреждения. 

Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализую долгосрочный проект «Книги Памяти». Известна истина «что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма, бережного отношения к памяти прошлого.

Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору сведений о родственниках-участниках Великой Отечественной Войны, способствует сохранению семейных ценностей, установлению взаимосвязей поколений.

С какой теплотой дети рассказывают  и показывают семейные фотографии своих прадедушек и прабабушек, презентуют свои книги, многие приносят реликвии: медали, письма, грамоты. Одновременно проводится работа над развитием речи, обобщением словарного запаса, применяются технологии культурных практик.

Книжные проекты «Что за прелесть эти книжки», «Новогодние чудеса»  и «В лесу стояла елочка» стали все интереснее и разнообразнее.  Работа, над которыми, проводится не только по развитию речи и познавательных процессов, включается исследовательская деятельность. Вызывают восторг и долгие воспоминания  детей.

Проект - это пять «П». А я добавила шестое «П» как итог всех проектов -  проект «Портфолио дошкольника». С помощью портфолио фиксируется все достижения детей, т.е. продукт в виде грамот, дипломов, рисунков, всей  деятельности детей, родителей, логопеда.

Применение проектной деятельности как формы реализации культурных практик в логопедической работе показало положительные результаты. На слайде более подробно представлена  положительная динамика.  

Проекты детям очень нравится, приносят много радости, позволяют достичь высоких результатов коррекционной работы, повышают мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее - что и требовалось доказать!

Это еще раз подтверждает то, что я выбрала правильный путь. Поэтому я буду искать новые формы проектирования.

Более подробно с моими  работами  вы можете  познакомиться в сети интернет,  на сайтах представлены не только разработки, но и руководство к действию.

 Педагог, который прислушивается к детям,  знает,  что их интересует, найдет много тем для проектов.

Обратите внимание на этап проекта  номер  пять. Моя творческая презентация «Коррекция речи дошкольников на основе проектной деятельности и культурных практик» подошла к концу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах «Игровая деятельность"

Да нный материал раскрывает планирование  совместной   работы педагога с детьми в режимных моментах во второй младшей группе по программе "От рождения до школы" Февраль...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)

Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах....

«Проектная деятельность как культурная практика развития эмоционально-волевой сферы и личностных качеств у детей дошкольного возраста (на примере проекта «Немое кино»)»

Театрализованные игры взаимосвязаны с разными видами деятельности, поэтому мы используем её как в организованной деятельности, так и в режимных моментах.Каждое утро в нашей группе проходит детский сов...