ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по логопедии

Иванова Елена Анатольевна

Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал  при работе с детьми могут использовать учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, педагоги-психологи, родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается низкий уровень активности всех психических процессов, познавательной активности, незрелость или полное отсутствие мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности. Большинство из них  имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость. Это ведёт к ограничению круга общения, способствует                                                                     возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности.

Как же мотивировать дошкольников, как поддерживать познавательную активность? В какой  же форме  преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Одно из таких решений – использование игровых технологий.

Приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи на просторах интернета, создавая, что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.

Цель использования современных игровых технологий: создание полноценной мотивационной основы у детей с ТНР и повышение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Задачи:

  • Подобрать игровой материал, активизирующий деятельность детей и повышающий её результативность.
  • Создавать условия для закрепления полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Воспитывать уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  • По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Особое место в работе учителя-логопеда занимают дидактические игры.

Дидактические игры формируют правильное звукопроизношение, активизируют словарь, развивают связную речь.

Существуют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушками);
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Остановимся на настольно-печатных играх.

Виды настольно-печатных игр:

По количеству участников:

  • с возможностью самостоятельной игры;
  • парные;
  • групповые.

По форме и содержанию:

  • игры с карточками;
  • игры на выделение части и целого;
  • настольные игры-бродилки;
  • игры с буквенным материалом.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства,

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Эрик Берн говорил: «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Вот мы сейчас и посмотрим,  в какие игры и как следует играть.

Всё большую популярность сейчас набирают настольно-печатные игры, представленные в виде игр с карточками. В недалеком прошлом это были, в основном,  парные картинки, лото, домино. На сегодняшний день игры с карточками претерпели существенные изменения. Я хочу познакомить вас с некоторыми современными карточными играми и дать ссылки на источники, где их можно приобрести.

Ещё осенью 2019 года моя коллега рассказала мне про сообщество Вконтакте под названием «Логопедические настолки». Уже само название говорит за себя. Организатором этого сообщества и автором игр является учитель-логопед Санкт-Петербурга Хомякова Екатерина Евгеньевна. Продаются игры в электронном варианте. Кроме того, в сообществе очень много игр, которые находятся в свободном доступе для скачивания.

Что же особенного в этих играх:

  • в основе некоторых из них лежат уже известные и полюбившиеся детям игры («Доббль», «УНО» и др.);
  • имеют яркие, красочные картинки;
  • у них компактные размеры: игра с легкостью помещается в карман;
  • играть можно везде: в детском саду, в школе, дома, на улице, в транспорте…;
  • практически не имеют возрастных ограничений;
  • многофункциональны;
  • охватывают все направления логопедической работы.

Особенно мне понравилась игра «Паровозик». На тот момент было всего 6 таких игр: на звуки ль, л, з, л+ш/ж, л+ш, р (пр/бр). Я решила по аналогии изготовить свои такие паровозики на другие звуки. В результате у меня получилось 15 паровозиков. Благодаря моей дочери, коробочка претерпела изменения: стала менее объемной. Речевой материал подобран таким образом, что исключает дефектные звуки.

Отдельно хотелось бы сказать про игры с фонариком. Дети их просто обожают. Правда, процесс изготовления этих игр достаточно трудоемкий. И тут я не смогла удержаться, и сделала свои игры с фонариком.

Что нужно учитывать, играя в современные карточные игры:

  • интеллектуальный уровень детей;
  • скорость реакции;
  • темперамент.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Некоторые игры пришлось скорректировать по правилам, чтобы уменьшить азарт детей. Дети от игр просто в восторге. Готовы играть еще и еще.

Кроме Логопедических настолок, подобные игры предлагают и другие сообщества:

Логопедические игры Михайловой Е. В.

Логопедические игры и пособия (Наталья Грицуник)

ЗанятияКоняхиной

Мир настольных карточных игр настолько разнообразен, что в настоящее время можно подобрать для ребёнка любую, соответствующую его возрасту и интересам игру. И порой даже при выборе новой игры просто теряешься в этом океане маленьких ярких коробочек, за каждой из которых скрываются неизведанные игровые сюжеты и незнакомые карточные персонажи. Поэтому иногда так важно обратиться к уже имеющемуся игровому опыту и воспользоваться проверенными отзывами по поводу той или иной приглянувшейся игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...