Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.
консультация

Чтобы ребенок мог четко произносить звуки у него должны быть сформированы правильные артикуляционные уклады.

«Артикуляционная моторика" – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения» – такое определение дает в своем словаре В. И. Селиверстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.g.docx307.74 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

      Является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

       Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

       Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.   

     Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 1-2 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Основные артикуляционные упражнения.

Перед зеркалом.

«Заборчик» +Трубочка» - зубки сомкнуть, губы в широкой улыбке, затем губы вытянуть вперед «трубочкой», попеременно улыбка-«трубочка». (работают только губы).

 «Лопаточка»- открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, мысленно посчитать до 5, занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

 «Вкусное варенье»- открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю по кругу.

«Чистим зубки»- открыть рот, кончиком языка чистим нижние резцы изнутри, затем верхние.

«Чашечка»- открыть рот, края широкого языка поднять к верхней губе и удерживать, мысленно считая до 5.

«Лошадка»- открыть рот, присосать язык к небу, щелкать языком медленно и сильно.

«Грибочек»- открыть рот, широкий язык присосать к небу и удерживать, мысленно считая до 5.

«Забить гол»- кладем широкий кончик языка на нижнюю губу, длительно дуем на ватку, которая на столе (щеки не раздуваются).

«Парашютик»- на кончик носа положить кусочек ватки, широкий кончик языка поднять к верхней  губе, в таком положении пытаемся сдуть ватку с носа (ватка подлетает вертикально вверх).

«Кучер»- на нижнюю губу кладем широкий кончик языка, хлопаем по нему губами, произнося пь-пь, и дуем на кончик языка, так чтобы он задрожал.

«Барабанщик»- открыть рот, поднимаем широкий кончик языка к верхним резцам, в таком положении часто произносим Д-Д-Д-Д…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...

"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"

В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....

Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ         АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)...


 

Комментарии

Здравствуйте! Спасибо за ваш отзыв. Рада помочь.