ПРОЕКТ «Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников» Название: «В мир волшебных приключений двери нам открой».
проект по логопедии (старшая группа)

Казакова Анастасия Анатольевна

В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводит к тому что общение среди сверстников минимально, а  тем более еще сложнее вступить в контакт со взрослым человеком. 

Проект направлен на развитие речевой активности дошкольников через игровую деятельность, а именно через квест - игру. Тем самым у воспитанников проявляется   не только  речевая активность, но и  поисковая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников»

Название:

«В мир волшебных приключений двери нам открой».

Направление проекта «Внедрённые проекты»

Старшая группа «Отрадинского детского сада»

Количество воспитанников: 23 ребенка.

Авторы: Сахненко Дина Сергеевна - старший воспитатель;

Казакова Анастасия Анатольевна -учитель-логопед.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из важнейших проблем является развитие речи. Современные дети подвержены влиянию быстро развития информационно- коммуникативных технологий, свободно владеют и умеют пользоваться гаджитами, имеют свободный доступ в сеть Интернет. Огромное количество времени дошкольники проводят сидя за компьютером и телефоном это приводит к тому, что они   не  умеют общаться друг с другом,  выражать свои мысли, правильно и грамотно строить предложения. Воспитание высокообразованных  и грамотных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка.  Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека. Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды, познает мир игры, общаясь со сверстниками и примеряя на себя различные роли.

В современном мире игра приобрела другое очертание, детей не легко привлечь к игре и организовать им тот вид деятельности, который бы вызвал у них интерес. Какая же она современная игра? Как через игру организовать образовательную деятельность воспитанников, при этом сохранить у них интерес к игровой деятельности?

Квест -технология - это инновационная  форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ,  так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.  Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.   

В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводит к тому что общение среди сверстников минимально, а  тем более еще сложнее вступить в контакт со взрослым человеком. Снижение речевой активности воспитанников приводит к скудности игрового опыта детей,  проявляется бедность и примитивность игры.  Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом.

Именно поэтому нами был разработан и внедрен в практику дошкольного образования  проект «Квест-игра, как средство развития речи старших дошкольников».  Что же такое квест -игра?  Это игры или игровые ситуации, объединение между собой определенной тематикой, в которых дошкольникам необходимо отыскать определенные предметы или точки, находить им применение, учится ориентироваться в пространстве с помощью графических схем, решать головоломки, выполнять предложенные задания и т.д. Проводиться они могут как в групповом пространстве, так и на улице.

Наш проект направлен на развитие речевой активности дошкольников через игровую деятельность, а именно через квест - игру. Тем самым мы стареемся побудить ребят не только к речевой активности, но и к поисковой деятельности.

Цель проекта: в игровом виде активизировать речевую и познавательную активность дошкольников, создание условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний по средствам квест-игр.

Задачи проекта:

- способствовать всестороннему развитию дошкольников;

- развивать речевую активность детей путем создания проблемных ситуаций;

- способствовать обогащению словаря дошкольников через  игровые приемы;

- побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;

- обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС):социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;

- создать положительный эмоциональный настрой.

При разработке данного проекта нами были соблюдены следующие принципы:

1. Предложенные дошкольникам задания должны соответствовать знаниям и опыту воспитанников, согласно их возрасту.          
2. Задания должны быть логически связаны друг с другом и иметь системность.
3. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Условия:

1. Игры должны быть безопасными.

 2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту воспитанников.

3. При выполнении заданий учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

4.При возникновении конфликтных ситуаций учить воспитанников договариваться между собой.

Для внедрения проекта нами были использованы следующие ресурсы:

Материально-технические:

- материалы для продуктивной деятельности;

- проектор, ноутбук, колонки, фотоаппаратура;

- видеотека и картотека по тематике игр.

Учебно-методические:

1. Художественная литература по теме.

2. Методическая литература.

3. Дидактические игры.

4. Сюжетно - ролевые игры.

5. Конспекты мероприятий.

6. Разные виды карт.

7. Атрибуты путешественника.

Кадровые:

1.Старший воспитатель:

- создание и реализация этапов проекта, методической поддержки и консультирования по направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.

2.Учитель-логопед:

-  создание, реализация  и внедрение в практику этапов проекта.

При разработке квестовых игр учитывалось календарно-тематическое планирование как педагогов группы, так и учителя-логопеда, работающего с данной группой воспитанников.  При выборе основы сюжета квестовых игр учитывались лексические темы, ранее изученные воспитанниками.  Цикл игр был разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников и уровнем их индивидуальных особенностей. В основу создания данных игр включена автоматизация и дифференциация звуков ( с, ш, с-ш, з, ж, з-ж), артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, зрительная гимнастика, развитие лексико-грамматического строя речи и т.д.

Реализация данного проекта строилась на основе следующих этапов:

Подготовительный этап:

 Сроки проведения: с 09 января по 17 января 2020 год.

 На подготовительном этапе нами были составлены и разработаны конспекты квест-игры в количестве 6 мероприятий. К каждой образовательной деятельности были разработаны карты- схемы, согласно тематике занятия,  подготовлен и подобран соответствующий антураж, музыкальное сопровождение, выбран актуальный дидактический материал, подготовлено необходимое оборудование (ноутбук, проектор).

Особое внимание на данном этапе подготовки уделялось разработке маршрута передвижений во время квест-игры. Во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей. Во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными. В третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков». При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

В соответствии с тематикой занятий в группе было подобрано художественно-эстетическое оформление.

Благодаря проведению квестов развивающая  предметно-пространственная среда (РППС) детского сада всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в РППС, согласно заданной тематике, нами были заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.

Основной этап:

После проведенной подготовительной работы как с воспитанниками , так и с пространством группы (РППС), нами был реализован данный проект в образовательную деятельность воспитанников старшей группы структурного подразделения «Отрадинский детский сад» в период с 20 января по 31 января 2020 года, который представляет собой 5 квест-игр, направленных на  речевое развитие дошкольников.

Заключительный этап:

Сроки реализации: 03 февраля по 07 февраля 2020 года.

На данном этапе нами были подведены итоги работы по данному проекту, проведена итоговая диагностика воспитанников старшей группы, разработаны консультации и рекомендации по проведению данных квест -игр для педагогов «Отрадинского детского сада». Для родителей разработано и организовано совместное мероприятие квест-игра «Путешествие по стране красивой речи».

Поэтапный план реализации проекта:

2019-2020 учебный год

Подготовительный этап: сроки реализации с 09.01.2020 по 17.01.2020 год

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Изучить литературу по данной тематике

Поиск источников литературы в библиотеке и сети Интернет

С 09.01-12.01.2020

Изучить проблематику речевых нарушений у дошкольников, познакомится со структурой и значимостью квест-игр.

 Сахненко Д.С.- старший воспитатель,

Казакова А.А.- учитель-логопед

Консультирование родителей

Консультация для родителей «Квест, как современная игровая технология в ДОУ»

14.01.2020 года

Повысить уровень педагогических знаний родителей, познакомить родителей с целями и задачами проекта, продолжать налаживать доброжелательные отношения.

Сахненко Д.С.- старший воспитатель

 Проведение семинара-практикума для педагогов

Проведение на совещании семинара- практикума для педагогов «Квест- игры, как одна из форм работы с дошкольниками»

17.01.2020 года

Вызвать у педагогов интерес к данной теме, предложить им использовать квест- игры в своей практике при работе с дошкольниками.

Сахненко Д.С.- старший воспитатель

Подобрать и провести с дошкольниками диагностический инструментарий развития речи детей

Проведение диагностики с воспитанниками старшей группы

15.01.2020 года

Выявить уровень речевого развития у детей старшей группы

Казакова А.А.- учитель-логопед

Разработка конспектов мероприятий, подборка необходимого материала и оборудования

Создание цикла квест-игр, способствующих речевому  развитию старших дошкольников

С13.01.20 по17.01.20 года

Создать и разработать цикл мероприятий, которые вызовут интерес у дошкольников и способствуют развитию их речи.

Сахненко Д.С.-старший воспитатель, Казакава А.А.- учитель-логопед

Основной этап: сроки проведения с20.01.20по 31.01.2020 год

Создание благоприятного  эмоционального климата в группе сверстников и развития речевых способностей, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Вызвать интерес к квест-играм, учить в них играть.

Квест- игра «Транспорт»

20.01.2020 год

Создание благоприятной и дружеской атмосферы, повышение речевой активности воспитанников, умение общаться между собой, автоматизация звук «с»

Казакова А.А.- учитель-логопед

 Развитие речевых способностей воспитанников. Развитие самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности; логическое мышление, любознательности, умение общаться со сверстниками

Квест-игра «Символы России»

22.01.2020 год

Дети станут более сплоченными, при помощи речи  и умения договариваться будут решать проблемные ситуации и находить пути решения. Активизируется связная речь, диалогическая речь. Обогатятся знания детей о символике России, расширится словарный запас по теме Малая Родина.

Учитель-логопед Казакова А.А.

Развивать умение сотрудничать, активно слушать, высказывать свои мысли, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

Квест- игра «Путешествия по лесным тропинкам»

24.01.2020 год

Различение звуков «с», «сь»,  дети научатся в игровой форме выполнять звуко-слоговой анализ слова. У воспитанников сформируется положительное отношение к миру животных и птиц.

Учитель-логопед Казакова А.А.

Формирование знаний о дружеских взаимоотношениях, умение использовать их в жизни.

Развивать отношения, построенные на равноправии и способности решать проблему.

Квест-игра «В поисках Принцессы»

27.01.2020 год

Усовершенствование речевых навыков воспитанников, дифференциация звуков «з», «зь»,  умение прийти на помощь близкому.

Учитель-логопед Казакова А.А.

Воспитывать интерес к художественной литературе, учить детей договариваться и находить решение проблем.

Квест-игра «В лабиринте сказак»

29.01.2020

год

Вызвать интерес к чтению детской литературы, создание положительного эмоционального настроения, усовершенствование речевых навыков дошкольников

Учитель-логопед Казакова А.А.

Побуждение родителей к совместной деятельности с детьми, налаживание дружеских отношений семьи и детского сада.

Совместное мероприятие с родителями квест-игра «Путешествие по стране красивой речи»

31.01.2020 год

Повешение педагогической грамотности родителей, создание эмоционально положительной атмосферы, укрепление взаимодействия семьи и сада.

Учитель-логопед Казакова А.А., Сахненко Д.С.- старший воспитатель.

Заключительный этап: сроки реализации  с 03.02.2020 по 07.02.2020 года

Выявление уровня речевого развития старших дошкольников после проведения цикла квет-игр, способствующих развитию речи детей.

Диагностическое обследование воспитанников старшей группы

03.02.2020 год

Уровень развития речи дошкольников после проведения цикла квест-игр повысится. Побудить дошкольников к общению между собой, автоматизировать звуки с,сь, и т.д.

Старший воспитатель- Сахненко Д.С., Казакова А.А.- учитель логопед

Педагогическая консультация педагогов ДОУ, просветить воспитателей о значении квест-игр в развитии старших дошкольников.

Консультация для педагогов детского сада на тему: «Влияние квест- игр на речевое развитие старших дошкольников»

04.02.2020

Повысить уровень знаний педагогов в данном направлении, вызвать интерес у воспитателей детского сада к данной тематике.

Сахненко Д.С. – старший воспитатель

Педагогическое просвещений родителей, привлечь к проблеме развития речи у детей

Создание и раздача памяток для родителей на тему: «Формирование и развитие речи по средствам игры»

07.02.2020

Привлечь родителей к проблеме формирования и развития речи, повысить их педагогическую грамотность.

Казакова А.А.- учитель-логопед,

Сахненко Д.С.- старший воспитатель

Ожидаемый результат:

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

Огромным плюсом в проведении таких  мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель и родитель).

Наблюдая за детьми хочется отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии положительно сказывается на состоянии речи, помогают дошкольникам  справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развивать умение слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.

Данный проект способствовал созданию цикла квест- игр ( разработка конспекта образовательной деятельности с детьми), влияющих на речевое развитие старших дошкольников, разработке схем,  карт- препятствий и путеводителя; консультации и семинара- практикума для педагогов по данной тематике.  Отдельное внимание при разработке данного проекта уделялось совместной работе с семьями воспитанников: созданию конспекта совместного мероприятия с родителями, памяток  и консультаций для них.

Диагностический инструментарий: Для выявления уровня речевого развития старших дошкольников нами использовались следующие методики:

Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд). Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

Оборудование: картинки, предметы.

Инструкция:

1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

2) рассказ по памяти, из личного опыта;

3) творческий (продуманный рассказ);

4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

5) рассказ в процессе игровой деятельности;

6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

Результаты: Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях. Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

Методика № 2 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:

- как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).

- мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?

- как сказать про Колю? (Коля хочет петь).

- Оля, ты хочешь петь? (хочу).

- Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).

Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей». Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.

Оборудование: наглядный материал.

Инструкция: Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа ( у лисы- лисята, у лисы много лисят).

Методика №4: «Проверка умения конструировать предложения». Цель: проверить умение конструировать предложения.

Оборудование: словесный материал:

Инструкция: Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

- дети, гулять, парк;

- рыбка, аквариум, плавать.

Список используемой литературы:

1.  Варенцова  Н.С. Обучение  дошкольников  грамоте.  Пособие  для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

2. Гавришова Е.В., Миленко В.М.. Квест- приключенческая игра для детей// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2015- №10

3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

4.  Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.  – 6-ое  изд.,  исправленное  и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

         Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"

Методическая разработка будет интересна воспитателям старших  и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....

Буклеты для родителей: «Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников».

Буклеты для родителей:«Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников»....

Проект «Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников».

Проект«Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников»....