Положение о ЛОГОПУНКТЕ МДОУ детский сад 4 пгт. Кокуй 2021 год
учебно-методический материал по логопедии

Злобина Анастасия Анатольевна

Каждый год мы стараемся усовершенствовать положение о логопункте, улучшить, уточнить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_logopunkte.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад № 4 пгт Кокуй Сретенского района

                                                                                 

                                                                                                 Утверждено

                                                                                                 Заведующий МДОУ

                                                                                                 Е.А. Вандашин  

 «____»___________2021

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте ДОУ

детский сад № 4 пгт. Кокуй

                                                         Принят на заседании

                                                            педагогического совета

 №                                                                        «____» _________ 2021г

                                                         Судакова А.А., Резникова Е.Н., Злобина А.А.

  1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее – логопункт) для детей дошкольного возраста ДОУ № 4, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. Разработано в соответствии с

- Федеральным Законом «Об  образовании в Российской  Федерации» №  273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

- порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ООП  –  образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014;

- Уставом учреждения;

- письмом Минобразования РФ от 22.01.98 г. № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

- Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2.

1.2.Логопункт создается на базе МДОУ детского сада № 4 пгт. Кокуй Сретенского оайона для оказания логопедической помощи детям, имеющим нарушения устной речи, из числа воспитанников ДОУ.

1.3.Общее руководство и ответственность за деятельность логопункта несет руководитель ДОУ, который обеспечивает соответствующие материально-технические, программно-методические и кадровые условия его работы.

1.4.При зачислении ребенка в логопункт между родителями (законными представителями) и ДОУ заключается Договор о сотрудничестве, фиксирующий права и обязанности сторон.

2. Задачи логопедического пункта

2.1.Задачами логопункта являются:

- своевременное выявление недостатков в речевом развитии воспитанников;

- коррекция нарушений звукопроизношения и развитие устной речи у воспитанников образовательного учреждения;

- оказание консультативной помощи педагогам ДОУ, родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам предупреждения и преодоления речевых нарушений.

3. Комплектование логопедического пункта

3.1.Комплектование логопункта осуществляет учитель-логопед образовательного учреждения, на базе которого функционирует логопункт, из числа воспитанников ДОУ.

3.2.Выявление воспитанников с нарушениями речи для зачисления в логопункт проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 30 мая. В первую очередь обследуются дети подготовительной и старшей групп, дети средней и младшей возрастных групп обследуются в течение года.

3.3.Учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в логопедической помощи, на основании анализа предоставленных документов, результатов первичного логообследования воспитанников учреждения. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в особом списке.

3.4.Очередность для зачисления детей в логопункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений. Преимущественным правом зачисления в логопункт пользуются дети 5-6 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному освоению образовательных программ ДОУ или вызывающие появление вторичных нарушений психологического характера.

3.5.Учитель-логопед формирует список детей для зачисления в логопункт, который подается на согласование в ППк, затем утверждается заведующей ДОУ.

3.6.Основанием для зачисления ребенка в логопункт являются:

- заявление родителя (законного представителя);

- выписка из заключения ПМПК или заключение ППк ДОУ;

- приказ руководителя учреждения.

3.7.Число детей в логопункте не должно превышать 20-25 человек на одну ставку учителя-логопеда. 

3.8.В логопункт зачисляются воспитанники подготовительной, старшей возрастной групп, имеющие нарушения в развитии речи:

- с общим недоразвитием речи – 3-4-го уровней (НВОНР);

- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);

- с фонематическим недоразвитием речи (ФНР);

- с фонетическим дефектом – нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ).

3.9.Воспитанники ДОУ, имеющие тяжелые нарушения речи (заикание, ОНР 1-2 уровня при различных видах речевой патологии), с согласия родителей направляются логопедом ДОУ на комплексное обследование в ТПМПК с целью решения вопроса о зачислении ребенка в специальную логопедическую группу.

3.10.При отказе родителей (законных представителей) от оказания логопедической помощи их детям с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности (в соответствии с рекомендациями ТПМПК), при отсутствии таких групп, возможно их зачисление в логопункт при условии активного содействия со стороны родителей в осуществлении коррекции речевого нарушения. Зачисление таких детей в логопункт должно быть подтверждено выпиской из протокола обследования детей специалистами ТПМПК.

3.11.Дети, имеющие нарушения в развитии устной речи вторичного характера (с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, со сложными нарушениями) не подлежат зачислению в логопедический пункт.

3.12.В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другими нарушениями в развитии могут быть зачислены в логопункт в рамках инклюзивного образования; в таком случае количество зачисленных в логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагнозов.

3.13.Зачисление детей с логопедическими заключениями ОНР, ФФНР производится в сентябре на полный учебный год, так как они осваивают полный курс специальных логопедических программ. Помощь детям с НПОЗ оказывается только в отношении коррекции произношения отдельных звуков, поэтому зачисление и отчисление их может производиться в течение учебного года.

3.14.Включение новых детей для коррекционной работы в логопункт осуществляется в течение года при наличии свободных мест и решения ППк ДОУ, по предоставлению учителем-логопедом списка детей, нуждающихся в зачислении в логопункт.

3.15.Выпуск детей из логопункта производится в конце учебного года (детей с НПОЗ – в течение года), после устранения речевых нарушений. Дети отчисляются: по приказу руководителя ДОУ (выбывающие из ДОУ или у которых устранены речевые нарушения); по заявлению родителей (законных представителей).

4. Организация работы логопедического пункта

4.1.Логопункт открывается решением руководителя ДОУ, при наличии в нем необходимых условий и квалифицированных кадров.

4.2.Непосредственное руководство логопунктом осуществляет руководитель ДОУ, права и обязанности которого определяются уставом ДОУ, трудовым договором с работником, квалификационными требованиями и настоящим Положением.

4.3.Для осуществления логопедической работы в штат ДОУ вводится должность учителя-логопеда. Должность учителя-логопеда занимает специалист с высшим дефектологическим или педагогическим образованием по профилю «Логопедия», владеющий знаниями и умениями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

4.4.Ответственность за организацию и результативность коррекционно-речевого процесса в логопункте несет учитель-логопед. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатели групп и родители (законные представители).

4.5.Для занятий в логопункт зачисляются дети старшей и подготовительной групп с нарушениями речи. В целях уточнения диагноза, а также для получения необходимой медицинской помощи, дети-логопаты с согласия родителей (законных представителей) направляются в лечебные учреждения для обследования специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и пр.).

4.6.Срок коррекционной работы с ребенком в логопункте зависит от степени сложности дефекта и индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет:

- от 2 до 6 месяцев – для детей с НПОЗ, ФНР (более 6 месяцев – для детей с ФНР при дизартрии);

- 1 год – для детей с ФФНР (более года – для детей с ФФНР при дизартрии);

- 2 года – для детей с НВОНР при различных формах речевой патологии.

Срок пребывания ребенка в логопункте может быть продлен до полного исправления дефекта речи, а также в случаях длительного отсутствия  ребенка по болезни и других объективных причин.

4.7.Оплата труда учителя - логопеда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска устанавливаются в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством РФ.  

5. Организация коррекционно-речевой работы

5.1.Участниками коррекционно-речевого процесса в логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.

5.2.Коррекционно-речевая работа организуется с использованием логопедических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные особенности дошкольников.

5.3.Организация коррекционного процесса регламентируется планом работы учителя-логопеда, режимом работы и графиком занятий, согласованным с администрацией ДОУ.

5.4.Учитель-логопед при работе с детьми с ФФНР, ОНР может реализовывать разные программы логопедической работы с детьми – как разработанные на федеральном уровне ведущими специалистами в области логопедии, так и самостоятельно составленными.

5.5.Логопед работает 5 дней в неделю, общая продолжительность работы – 20 часов в неделю. Рабочее время учителя-логопеда распределяется следующим образом: 90% - непосредственная работа с детьми, 10% - организационная и методическая работа.

5.6.Содержание коррекционной работы определяется логопедом самостоятельно, на основе индивидуальных планов работы, составленных для каждого ребенка.

5.7.Результаты обследования и коррекционной работы в логопункте заносятся в речевые карты.

5.8.Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия (подвижные группы из 2-5 детей). Подгруппы формируются на определенные периоды логоработы для оптимизации коррекционного процесса с учетом возраста, сходства имеющихся у детей речевых нарушений.

5.9.Продолжительность индивидуальных и подгрупповых занятий регламентируется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет: индивидуальные занятия для детей 4-5 лет – 10-15 минут, 5-7 лет – 15-20 минут; подгрупповые занятия для детей 4-5 лет – 15-20 минут; 5-6 лет – 20-25 минут; 6-7 лет – 25-30 минут.

5.10.Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения и составляет:

- с детьми, имеющими ОНР – не менее 3-х раз в неделю;

- с детьми, имеющими ФФНР – не менее 2-3-х раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетические дефекты или фонематическое недоразвитие речи – не менее 2-х раз в неделю.

5.11.Занятия с детьми в логопункте могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня, согласно графику, утвержденному руководителем ДОУ. Индивидуальные занятия можно проводить во время прогулки, любой НОД детей, кроме музыкальных и физкультурных занятий. Расписание индивидуальных занятий каждого ребенка должно варьироваться, чтобы исключить регулярное неучастие воспитанника в одном и том же виде деятельности.

5.12.Посещаемость детей регистрируется в соответствующем журнале.

5.13.Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с педагогами и специалистами ППк ДОУ. Логопед пропагандирует знания о задачах и специфике коррекционно-речевой работы среди педагогов. Педагоги осуществляют контроль правильного  произношения  скорректированных  учителем-логопедом звуков на этапе их автоматизации у детей, во всех видах детской деятельности, в режимных моментах в течение дня.

5.14.Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ. Логопед консультирует родителей по вопросам речевого развития ребенка. Родитель следит за речью ребёнка в период её коррекции, соблюдает рекомендации учителя-логопеда по организации работы с ребёнком в домашних условиях.

5.15.Учитель-логопед ведет в логопункте документацию:

- Рабочая программа;

- Годовой план работы;

- Паспорт логопедического кабинета;

-  График работы, циклограмма рабочего времени;

- Журналы регистрации детей, зачисленных в логопункт, отчисленных из логопункта;

- Журналы учета детей, нуждающихся в логопомощи, учета движения детей в логопункте;

- Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий;

- Журнал первичного обследования речи детей, посещающих ДОУ, сводный протокол обследования речи детей, зачисленных в логопункт;

- Журнал учета обследований детей, зачисленных в логопункт, у специалистов медицинского профиля;

- Журнал учета динамики речевого развития детей;

- речевые карты;

- планы индивидуальной работы (перспективный, календарно-тематический, поурочные);

- планы подгрупповой работы (перспективные, календарно-тематические, планы-конспекты ежедневных занятий);

- Папки «Согласие родителей на проведение логопедического обследования», «Заявления о зачислении в логопункт», «Договоры о сотрудничестве ДОУ и родителей», «Заявления об отказе в переводе в логопедическую группу», «Заявления об отказе от зачисления в логопункт ДОУ», «Анкетирование родителей»;

- Журналы учета консультаций родителей, педагогов;

- Листы учета участия логопеда в работе педагогического коллектива, учета форм повышения профессиональной квалификации;

- тетради индивидуальных занятий с детьми;

- годовой отчет о работе логопеда.

6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение

6.1.Для логопункта выделяется кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, оснащенный средствами дезинфекции для обработки инструментов и рук.

6.2.Логопункт обеспечивается необходимым оборудованием, методическими и дидактическими средствами осуществления коррекционно-логопедической работы.

6.3.Ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт возлагается на администрацию ДОУ. Учитель-логопед соблюдает требования Инструкции по охране труда.

6.4.Логопункт финансируется ДОУ, в ведении которого находится.

Самыми спорными моментами, фиксируемыми в Положении о логопункте ДОО, являются распределение рабочего времени логопеда – сколько времени отводить на непосредственную работу с детьми, а сколько – на организационную и методическую (этот вопрос решается с администрацией ДОУ) и определение контингента логопункта. В условиях, когда логопедические группы повсеместно закрываются (а в сельской местности их нет вовсе), когда увеличивается количество детей с тяжелой речевой патологией, детей, имеющих сочетанные нарушения в развитии, в логопункт могут быть приняты и они, несмотря на то, что изначально логопункты не были рассчитаны на тяжелый контингент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя - логопеда Рыжковой Евгении Тимофеевны на логопункте МДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка» на 2015 – 2016 учебный год

Уважаемые коллеги, вы можете ознакомиться с перспекивным планированием на год в логопункте! Надеюсь разработанный мною материал поможет Вам в будущем!...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.

С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2020-2021 год.

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 Кокуй...