Автоматизация звука р часть 3.
методическая разработка

Никифорова Наталья Петровна

Вниманию логопедов предлагается система упражнений по автоматизации звука «Р». Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенс­твуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лекси-ко-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим про­исходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Все это является, в свою очередь, своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут исполь­зоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука «Р» проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автомати­зацию звука «Р» изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаи­ческих текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффек­тивным, предлагается ряд вспомогательных приемов. Одним из них является использование в ра­боте мелких объемных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемый звук*. Этот прием также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, до­ставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

  1. Лабиринт. Ребенок, четко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представ­ленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
  2. Лабиринт с проговариванием. Ребенок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, рак — вниз, рама — вниз, ранец — направо и т.д.
  3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребенок называет все кар­тинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звездочкой, — через одну.
  4. Лабиринт наоборот. Сначала ребенок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5—12). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребенок должен придумать слово с автоматизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

 

 

 

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребенком вас обязательно по­радуют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_v_labirintah_chast_3.docx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал для речевого тренинга по автоматизации звука [Ш] (1 часть)

Подборка картинного материала для отработки произношения звука [Ш] на уровне слова. Картинный материал высокого качества, на прозрачном фоне (предварительно обработан в программе Photoshop). Данный ма...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Автоматизация звука З (подборка материала для индивидуальных логопедических занятий) 2 часть

Презентация была составлена для использования ее на индивидуальных логопедических занитиях. Поэтапная автоматизация звука. Дополнение к автоматизации звука на индивидуальных занятиях...

Пособие для индивидуальных тетрадей: Автоматизация звука [л]. Часть 2.

В документе предоставлен материал по автоматизации звука [л] в считалке и рассказе по кратинке. Материал брался у Л.Н. Смирновой "Мы учим звуки" и у Ю.К. Школьник "Логопедия. Пособие по автоматизации ...

Автоматизация звука р часть 2.

Вниманию логопедов предлагается система упражнений по автоматизации звука «Р». Материал, представленный в данном пособии, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произно...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Интерактивная игра на автоматизацию звука Сь. Часть 1.

Игра направлена на автоматизацию звука Сь в начале слова....