Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по логопедии (старшая группа)

Осояну Елена Ивановна

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

              детский сад №79 комбинированного вида

                                                  ПРОЕКТ

                  «Развитие речи через коммуникативные  игры»

     

                                                                       Выполнила:воспитатель Осояну Е.И  

                                         Одинцово

                                            2021г

Цель:ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в бразовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков.

     

     Содержание:

А) Пояснительная записка : актуальность, цель, задачи, участники, приемы, материал, длительность.

          

           

          Б) Основная часть:

I этап –подготовительно-информационный.

II этап – практический-познавательный.

В) III этап- заключительный

А) Пояснительная записка

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. 

 Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Это способность общаться, понимание и осознание себя.

Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга. 

Актуальность  темы  проекта  определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.  Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. 

Цель и задачи :
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
- Формирование распознавания  эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;

- Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения
конфликтных ситуаций.

Участники проекта: подготовительная группа.

Методы и формы работы:

-дискуссия, обсуждение, беседа;

-двигательные упражнения;

-рисунок;

-игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);

-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

-работа в парах;

-работа в малых группах

Обеспечение проекта-видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений;                                        -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Продолжительность проекта: долговременный

Б) Основная часть

I этап –подготовительно-информационный.

1.  Календарно-тематический план на месяц

Дата

Тема

Задачи работы с детьми

Прогнозируемые результаты

1 неделя

Владение речью — средство общения и культуры

Учить владеть речью, как средством общения и культуры

Уметь владеть речью

2 неделя

Невербальные средства общения

Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении

Уметь общаться

3 неделя

Рук как средство коммуникации

Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами

Уметь пользоваться рукой как средством

 коммуникации

4 неделя

Побуждать детей к речевому высказыванию

Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий

Уметь высказываться по результатам

действий

2. Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

РОДИТЕЛИ…………ДЕТИ………..ПЕДГОГИ……..

 логопед, муз.работник < ПЕДАГОГИ< воспитатель, психолог

1)СОВМЕСТНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ;

2)СОМЕСТНАЯ ПОДГОТОВА ,ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3)СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

4)ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШУТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

5) ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.

6)РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

3. ПЕРЕЧЕНЬМЕТОДОВ  И ПРИЕМОВ НА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ:

-НАГЛЯДНЫЕ;

НАБЛЮДЕНЯ,ЭКСКУРСИИ,РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН,ИЛЛЮСТРАЦИЙ,ИЗО НАГЛЯДНОСТЬ.

-СЛОВЕСНЫЕ;

ЧТЕНИЕ ХУДОЖ.ЛИТЕРАТУРЫ,ПЕРЕССКАЗ,БЕСЕДА,РАССКАЗЫВАННИЕ БЕЗ ОПОРЫ  НА НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ,ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ.

-ПРАКТИЧЕСКИЙ;

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ,ИНСЦЕНИРОВКИ.

Перечень методик коммуникативного развития;

…..РАБОТА В ПАРАХ

…..КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПИТЕНТНОСТЬ

…..РАБОТА С ХУД.ЛИТЕРАТУРОЙ

…..ЗАНЯТИЕ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

….ПРОСМОР СЛАЙДОВ МУЗЕЯ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

…..ДИАЛОГ :ДЕТИ-ВОСПИТАТЕЛЬ.

II этап – практический-познавательный.

1. Описать особенности речевого развития.
У младших школьников развитие речи идет в двух основных 
направлениях: набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; также речь обеспечивает перестройку познавательных процессов .
При поступлении в школу словарный запас ребенка увеличивается. 
Он может свободно объясниться с другим человеком, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребенок употребляет от 3000 до 7000 слов.
К шести годам ребенок уже полностью овладевает в речи грамматикой,  язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего 
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в 
речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти 
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой 
школой.
Шести-семи летний ребенок уже способен общаться на уровне 
контекстной речи  - той самой речи, которая достаточно точно и полно 
описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без 
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ , собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
Речь человека всегда несет в себе выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная  культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. Педагог сморит на культуры человека- это показатель уровня развития речи ребенка. 
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие 
литературной норме.
Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, 
чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие 
экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и 
телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе 
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь 
предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться 
тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно 
разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание .
Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты 
бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: 
повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
Конечно, к 7 годам ребенок только осваивает письменную речь 
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить 
контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако 
ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная 
творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; 
определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, 
подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой 
последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать 
нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить 
синтаксические конструкции и связный текст.

Есть мнение, что когда чтению и письму 
детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с 
программой общеобразовательной), то обычно получают стойкую 
дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и 
другого навыка.
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова 
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую 
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок 
вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это 
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) 
необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и 
сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью 
отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по 
окончании первого класса навык оказывается несформированным, то 
ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно 
пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

2. Перечень методик коммуникативного развития.

 1.обучение в сотрудничестве, работа в парах.

2. Коммуникативная компетентность

3. Работа с художественной литературой.

4. Занятие искусством, самодеятельностью

5. Посещение театров

6. Диалог: взрослые -дети


3. Картотека коммуникативных игр  для ДЕТЕЙ(6-7)ЛЕТ

I. Умение активно слушать(«Расследование»)

II. Умение сотрудничать («Руки знакомятся, руки

ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк».

«Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка»,

«Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост

дракона»)

III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми

меня», «Позвони другу», «Подарок на всех», «Я РЕЖИССЕР»)

IV. Умение правильно перерабатывать

информацию ( «Ситуации») 

-Содержание и формы   деятельности:

1.Жеребьёвки и считалки

2.Небылицы-перевёртыши

3.Докучные сказки

4.Приговорки и заклички

5.Рисование и музыка в игровой деятельности

6.Художественно-игровая деятельность

7.Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические, подвижные игры.

      Развитие речи через коммуникативные игры

-праздник для родителей

-оформление стенда (рисунки,плакаты,график мероприятий)

-коммуникативные игры для детей(веселая сороконожка,ручеек,лебедь ,рак и щука, море волнуется, и тд).

4. Фронтальное занятие логопеда

Тема:Дифференциация звуков [Ч]- [Щ].

Дата: 10.09.2021

Продолжительность: 30 мин

Задачи:

Обучающие: Уточнить и различать артикуляцию при произнесении звуков [Ч] [Щ]. дифференцировать звуки [Ч] [Щ] в словах, словосочетаниях, предложениях. 

Этап

Содержание

Приемы

Методические указания

Деятельность             Деятельность                      

  логопеда                      детей               

I.Организационный

этап

-Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на логопедическом занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?(отв.детей)

-Ребята, что вы хотите пожелать друг другу?(пожелания детей) Я желаю, чтобы наше занятие было удачным и продуктивным!

Приветствие друг друга.Настраиваются на занятие, отвечают на вопросы, заданные воспитателем.

Выходят дети к фланеграфу ,выбирают кртинку и прикрепляют ее, дают краткое описание.

-формирование готовности восприятия демонстрационного материала

Привлечение детей к занятию

-напоминание правил дисциплины 

II. Подготовительный этап

1) Мимические упражнения

2) Упражнения для дыхания

3) Упражнения для развития силы голоса

4) Упражнения для развития мелкой моторики

5) Артикуляционная гимнастика

-Ребята, сегодня к вам пришли гости. Кто эти гости, вы сможете узнать, прослушав песни.

Аудиозапись «Маленький чайник», «Песня про щётки».

-Гости нашего урока- Чайник и Щётка. Они рады вас приветствовать и надеются, что мы с ними подружимся.

-Наш гость Чайник- очень артистичный и эмоциональный. Он любит фантазировать и гримасничать. Предлагаю вам поиграть, и повторять эмоции Чайника.

-Ребята, очень здорово получилось. Молодцы! Чайник не ожидал, что вы тоже любите гримасничать. Что же за упражнения мы выполняли?

-Ребята, можете предположить, что любят пить все чайники?

-Конечно! И наш Чайник- не исключение. А вы любите пить чай? Возьмите в руки чашечки, представьте, что чай в них очень-очень горячий. Подуйте на чашечки так, чтобы чай остыл.

-Чай действительно остыл. Молодцы, вы справились с упражнением. Для чего мы выполняли это упражнение? Нужно ли вообще развивать дыхание?

-Ребята, а вы знаете, что делает чайник, когда кипит? 

-Совершенно верно. Через несколько минут пребывания чайника на огне, он начинает кипеть. Возьмите в руки циферблаты, и перемещая стрелку вправо повышаем тон и произносим «И-и-и-и-и-и…», когда стрелка окажется возле «огонька»- перемещайте ее обратно в левую сторону, постепенно понижая голос.

-Ребята, через сколько минут закипел чайник?

-Какое упражнение мы выполняли? Чему учились, выполняя это упражнение? 

-Ребята, наша Щётка немного обиделась, что мы все наше внимание уделили Чайнику. Давайте порадуем ее вашими рисунками. Не простыми рисунками, а волшебными. Возьмите «волшебные листы» на вашем столе и нарисуйте то, что вы бы хотели преподнести нашей гостье. Ей будет очень приятно!

-Ребята, Щётке очень понравились ваши рисунки. Она рада, что познакомилась с вами! Для чего вы выполняли это упражнение?(отв.детей)

-Ребята, я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику. А гости урока будут выполнять ее вместе с нами.

1. «Улыбка – Трубочка»

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

2.«Чистим зубки» 

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

3. «Чашечка» 

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

4. «Лошадка» 

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

-Отлично! Очень хорошо справились с заданиями. С какой целью мы выполняли эти упражнения?(отв.детей) Какие органы артикуляции нам в этом помогали?(язык,рот,зубы)

Прослушивают аудиозаписи, приветствуют гостей урока- Чайника и Щётку.

Выполняют мимические упражнения, повторяя эмоции гостя урока- Чайника.

-Мы выполняли мимические упражнения.

-Все чайники любят пить чай.

-Мы тоже любим пить чай.

Выполняют упражнение для дыхания.

-Мы выполняли упражнение для развития дыхания. 

-Когда чайник кипит, он начинает свистеть.

Выполняют упражнения для развития силы голоса, наблюдают за временем кипения чайника.

-Наблюдают за циферблатом, обращают внимание, что чайник закипел через 5 минут.

-Мы выполняли упражнение для развития силы голоса, учились говорить «громко-тихо».

Выполняют упражнение для развития мелкой моторики- рисуют подарок на «волшебном листе» гостье занятия- Щётке.

-Мы выполняли это упражнение для развития мелкой моторики.

Под руководством воспитателя выполняют артикуляционную гимнастику.

-Мы выполняли артикуляционную гимнастику. Нам помогали губы, зубы и язык.

-выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета

-словесный метод

-наглядный метод

-метод стимулирования занимательным содержанием

- подражательно-исполнительский метод (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику);

-формирование понимания личностной значимости занятия

-метод жизненного слова

-использование игр и игровых форм организации учебной деятельности

-упражнения

-объяснение

-практический показ по образцу с указанием

-формирование понимания личностной значимости занятия

-формирование  мотива деятельности

Смена видов деятельности

-активизировать познавательный интерес.

-

Развивающая: развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза, речевое дыхание, мелкую моторику, силу голоса и правильную артикуляцию.; активизация словаря  существительных по теме «Предметы».развитие психических процессов: внимание, память.

Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, коммуникативные навыки через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве, воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Материалы: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для детей.

ВЫВОДЫ :
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития). 

В основу занятия было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Гости Чайник и Щётка, пришедшие на занятие, приготовили для детей много заданий. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. 

Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. 

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. 

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены.

РЕКОМЕДАЦИИ: 

  • Слушать звуки и шумы
  • Давайте детям возможность говорить и отвечать на вопросы
  • Создание благоприятного эмоционального состояния детей .

 5. Методики по речевому развитию :

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Наглядные

- использование изобразительной наглядности

Наблюдение

  • Слов-Рассказ

- беседа

  • Прак  -пересказ

Дидактические игры

 дидактические упражнения

  • Обучение связной речи.
  • Формирование грамматического строя.
  • Обогащение и активизация словаря .
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Дифферинцировать все изученные звуки.
  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи.
  • Овладеть интонационными средствами выразительности речи  в пересказе, чтении.

Вывод:

Задачи направлены на:

накопление содержания речи

и обеспечение информационной

и эмоциональной стабильности.

2.воспитание культуры поведения

 детей.

3.развитие речи, обогащение

 словаря и закрепление навыков

 разговорной речи.

Рекомендации:

Слушайте звуки и шумы. Давайте

 ребёнку возможность говорить

и отвечать на вопросы.

6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка  по коррекции речевого развития  

Фамилия, имя ребенка–

Логопедическое заключение:ОНР- I  уровень

п/п

Основные направления 

логопедической коррекционной работы

                     Динамика

1

Развитие артикуляционной моторики:

-Упражнения на развитие дыхания

- выработать умение сдувать ватку, лежащую на столе

- вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на нижней губе;

Артикуляционные упражнения для языка:

- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами)

- отрабатывать движения языка вверх (с механической помощью), развивая его подвижность

- самомассаж губ, языка;

- учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка;

- развивать произвольные движения языка;

- Учить удерживать язык распластанным, широким.

- работать над силой и интонированием голоса

- Артикуляционные упражнения для губ:

-открывание рта: а-а-а

- трубочка: у-у-у

- улыбка: и-и-и

-колесо: о-о-о

- сосательные движения;

2

Формирование правильного звукопроизношения

Постановка (вызывание) гласных звуков А, О, У, И

3

Развитие произносительной стороны речи.Учить определять источник звука.
Учить различать речевые и неречевые звуки.
Вызывать отсутствующие звуки (раннего онтогенеза).
Учить отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например:«ма-ма-ма».

4

Развитие понимания речи. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить понимать названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.

5

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.Учить называть слова двух сложной слоговой структуры (ма-ма, ба-ба).
Учить детей понимать отдельные порядковые числительные (один, много).
Формировать понимание некоторых простых предлогов (на, у).
Учить понимать наиболее часто употребляемые приставочные глаголы.
Учить подбирать картинки существительных к названию действия.

6

Развитие внимания, памяти, мышления.Учить складывать картинки из двух, трех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—3 игрушки).
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные мячи).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только круги).

7

Развитие мелкой моторики

Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики)

Самомассаж шариками Су-джок.

Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором

6.Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей для педагогов и родителей

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего школьного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для младших школьников значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Большинство детей на конец младшего школьного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. Ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.

Ребенок должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Детям необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще в более младшем возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»

В) III этап — заключительный



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....