Советы логопеда для родителей детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Караулова Алена Владимировна

Советы логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.docx157.96 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

   Уважаемые родители! Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

   Взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

  У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:

• 1-2 года - звуки: А, У, О, Г, К, Э, И, П, Б, М
• 2- 3 года - звуки: В, Й, Ы, X, Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц

Основные рекомендации родителям:

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова.

♦ Просматривайте мультики, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.

  Родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

ОТ ЛОГОПЕДА

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
  • Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».    

Логопеды советуют:

  • развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику.

  • использовать упражнения для развития мелкой моторики.

Желаем успеха!

Говорите с детьми!

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”

Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.

Речь начинается с желания общаться!

Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить путь домой, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • какими словами, красками можно описать время года;
  • расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)
  • играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • играйте в слова с противоположным значением(антонимы)

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните,что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.

ОТ ЛОГОПЕДА

Дыхательные упражнения.

Общие правила выполнения упражнений:

-не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;

-температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься с ребёнком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

-сопроводительный текст произносит взрослый.

Техника выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос;

-плечи не поднимать;

-вдох должен быть плавным и длительным;

-необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

-не повторять много раз подряд упражнения, так как от этого может привести к головокружению.

Упражнение № 1. “Перекличка животных”.
   Взрослый распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. “Трубач”.
  Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Взрослый хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение № 3. “Топор”.
   Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести – ух! – на длительном выдохе.

Упражнение № 4. “Ворона”.
   Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

Упражнение № 5. “Гуси”.
   Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, гы.

Желаем успеха!!!

ОТ ЛОГОПЕДА

Пальчиковая гимнастика за пять минут

  Игры с пальчиками развивают мышление ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Тучка

Тучка

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «сол-нышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

«Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

Погрозить ук пальцем пр.руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев.руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

Кораблик

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам.

Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Дельфины слева, справа там.

Волнообразные движения лев.кистью, затем пр. кистью перед собой.

Волна кораблик догоняет

Лёгкие движения кистями от себя.

И ветер с парусом играет.

Помахать обеими руками влево-вправо над головой.

Ёжик

Ёжик

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж – колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики лев.руки.

Паучки

Паучки

Паучки ползут по стенке.

«Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой.

Вот так сгибаются коленки.

Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук.

Паутину наплетут,

Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук.

В неё мухи попадут.

Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») – ладонь (паль-чики растопырить «паутина»).



Рыбки

Рыбки

Рыбки в салочки играют.
И друг друга догоняют.

Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой.

Осьминог плывёт, пылит.
Рыбки все за камень – шмыг.

Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены).
Соединить ладони перед собой.

Капли

Капли

Тучка по небу летала, 
Движения руками над головой влево-вправо.

Ну и капли потеряла.

«Волнообразные» движения ладонями сверху-вниз.

Значит, дождь пойдёт - мы знаем.

«Побарабанить» пальчиками по столу.

Все под зонтиком гуляем.

Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо.

Уточки

Уточки

Утки в озере ныряют,

«Волнообразные» движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Ряску клювом подбирают.

Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках

А потом на бережок,

Положить ладони на стол.

Друг за другом шлёп, да шлёп.

«Пошлёпать» ладонями обеих рук по столу.

Желаем успеха!!!

Учимся рассказывать.

   Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

   Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

   Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

   После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы. Хороший образец - лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

   А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

   Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

   Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

   Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

   Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

   Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

   Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

   Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

   Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста

Помощь родителям в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста

Рекомендации родителям от учителя-логопеда...

Советы учителя-логопеда родителям детей раннего возраста

В данной статье родители могут найти советы от учителя-логопеда для развития речи детей раннего возраста....

Советы музыкального руководителя родителям детей раннего возраста

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития ребёнка....

Советы логопеда для родителей детей раннего возраста

Советы родителям малышей. способствующие развитию речи....

Логопед рекомендует: 15 советов родителям детей раннего возраста

Используя эти несложные, но действенные советы, родители детей раннего возраста смогут эффективно развивать речь своего малыша...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей раннего возраста

Советы и рекомендации родителям, чьи дети не могут долго заговорить....