Сенсорно-интегративный метод в рамках использования настольных развивающих игр
консультация по логопедии

Нурматова Регина Валерьевна

В статье представлены настольные развивающие игры. Они все достаточно сложные и мы адаптировали их для работы с нашими детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорно-интегративный метод в рамках использования настольных развивающих игр»

Теорию и метод сенсорной интеграции и стимуляции начала разрабатывать в 50-ых годах 20 века врач и трудотерапевт Э. Джин Айрес (США).  Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что  впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорно-интегративная терапия направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.

         То есть, Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений

Для реализации этой идеи  было разработано множество настольных развивающих игр. Они все достаточно сложные и мы адаптировали их для работы с нашими детьми.

На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название. На занятиях мы можем использовать реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.

Оригинал игры  представлен схемами, на которых изображены последовательности различных фигур разных цветов, нужно воспроизвести схему в пространстве.

  1. «Скоростные колпачки» – на быстроту реакции, слуховое внимание, анализ свойств предметов. (3-4 человека)

Перед вами схема для повторения последовательностей расположения колпачков по цветам. Кто повторит схему без ошибок первый, тот забирает схему себе. Выигрывает тот, у кого схем будет больше. (рис.1)

  1. «Тик-так Бум»

На ассоциации –думать в экстремальной ситуации, пока не взорвалась бомба.

Задача : выполнять задание, передавая бомбочку по кругу. На ком она взорвется – вылетает из игры. Будет три раунда.  (4 человека)

Задание на 1 раунд :

Назвать эмоции. Повторяться нельзя.

2 раунд: назвать прилагательное , описывающее море

3 раунд : назвать кондитерские изделия.

  1. «Хватайка» –  на быстроту реакции, зрительное внимание, восприятие.

1 раунд. Кидаем кубик – кто схватит большее количество цирф 4, независимо от цвета и картинок

2 раунд : кидаем 2 кубика- выбираем цвет и цифру

3 раунд: кидаем 3 кубика и ищем цвет, фигуру и картинку.

Рис. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

В материале представлена авторская настольная игра «Волшебное путешествие»  для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие у детей коммуникативной сферы (в частности, н...

Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»

Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...

Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...

Проект "Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики для преодоления артикуляционной апраксии у неговорящих детей"

Этапы работы развития артикуляционной моторики с использованием сенсорных эталонов с безречевыми детьми....

Использование настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога с детьми 5-7 лет.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОО. В своей работе испол...