МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТНР УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Обучающиеся с ТНР представляют собой в  соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу обучающихся первичной речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации21.54 КБ
Файл ufa_2021.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Л.Б.Веревкина
учитель-логопед, г. Сатка, РФ
Е-mail:  mkdou2satka@ yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТНР УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ.

Аннотация.

Обучающиеся с ТНР представляют собой в соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу обучающихся первичной речевой патологией. Согласно  ФГОС, данные обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.  

Ключевые слова: Дистанционные технологии, ОВЗ, организация, дистанционное обучение, индивидуальные и подгрупповые занятия.

При организации  дистанционного образования, и в частности, коррекционных мероприятий и программы коррекционной работы, поддерживающих процесс освоения содержания АООП, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей. Наряду с недоразвитием языковых средств особого учета при организации дистанционного обучения требуют особенности внеречевой сферы данных обучающих (особенности психических процессов, общего и речевого поведения). (1) Так должны  быть учтены трудности данных обучающихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания.  Использование возможностей дистанционного обучения позволяет учителю-логопеду  учесть индивидуальный темп работы над заданиями данных обучающихся, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

В организации дистанционной работы учителя-логопеда можно выделить три основных проблемных зоны:

  • Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
  • Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?
  • Как  правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство?

В организации  занятий с ребенком в дистанционной форме необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка и логопеда, технические требования к организации обучения, формы предъявления материала. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия-видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласованию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного теллекоммуникационного оборудования и другие формы. Помимо этого, педагог может предложить родителям рекомендации по организации выполнения упражнений вне занятия, с описанием средств, контроля правильности выполнения задания. (4)

Для дистанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные  цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка, а также обеспечение необходимой смены вида деятельности для отдыха и активизации внимания. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач, также для этих целей необходимы  наиболее подробно расписанные средства контроля правильности выполнения заданий. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога.  Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей. Реализация такого принципа построения  дистанционных занятий позволяет широко варьировать продолжительность занятий, используя перерывы между частями занятия и определяя обязательную длительность только коррекционной части. При этом длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СаНПин.

Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Групповые дистанционные  занятия сложны  как для детей, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствует точному распознанию речи в целом и инструкций педагогов в частности, что создает предпосылки для неточного понимания и повышенной утомляемости детей. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета у педагога. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке может быть, возможно, только в присутствии родителей. Однако групповые занятия, как и у любого другого, есть свои положительные моменты. С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно  многим участникам, можно создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой - возможность дозировано участвовать в уроке, очень привлекательна. Педагог может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста ( помаши группе), подражанию ( помаши руками с нами вместе, как мы)и другим,  доступным  ребенку формам коммуникации. То есть, приоритетной задачей группового занятия с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания или организация групповой коммуникации. (6)

Индивидуальные занятия дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы. Вместе с тем, индивидуальное занятие требует от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СаНПин. То есть большинство времени непосредственной работы с ребенком  через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют( дидактические игры, упражнения, которые может контролировать  родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха)- не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти СаНПин, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудиосвязь,  работа под контролем родителей  с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации. Те фрагменты, которые ребенок может  выполнять в дистанционных системах обучения, могут быть разделены перерывом  во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия, обеспечить его присутствие ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям своей семьи. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителем совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога в присутствии родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.

На текущий момент отсутствуют единые требования к педагогам, позволяющие определить перечень документов, которые ведет педагог в процессе реализации дистанционного образования. В числе вариантов - планирование работы в соответствии с расписанием, описанием форм работы, в части образовательных организаций- записи видеоподключений.  И если требования к документам, касающимся планирования работы самого педагога, являются обоснованными  со стороны ДОУ или школы, то требования к записи видеоподключений и записи занятий требуют обязательного письменного согласия родителей ребенка. В том случае, если родители не дают письменное согласие записи дистанционных занятий, отсутствие данных записей не может быть основанием для признания дистанционного занятия непроведенным. При этом справедливым является требование администрации предоставить другие подтверждения работы педагога, такие как отчет используемой платформы  проведенном  вебинаре.  Формы контроля дистанционных занятий разрабатываются администрацией с учетом мнения педагогов и актуальной нормативно-правовой базы и подписываются каждым педагогом образовательной организации. Важной спецификой дистанционной формы обучения является большой объем вспомогательных дидактических материалов, необходимый для эффектного обучения, а также грамотное их размещение в системах дистанционного обучения.  На наш взгляд, это время должно быть заложено в планирование педагога.

                                       Использованная литература:

  1. Микляева Н.В. Адаптированная основная образовательная программа для дистанционного обучения детей с ТНР. – Москва 2017., 160с
  2. Н.В Нищева « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб, « Детство – пресс», 2010г
  3. Е.Е.Китик Л.Е.Томме « Дети с тяжелыми нарушениями» 2020г, 48с
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В., Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед 2004. - №2-2003. -№1
  5. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А Кузнецова, А.Ю.Кравцова; под ред. И. В. Роберт – М.: Дрофа,2008.-312,8с.: ил.- (Высшее педагогическое образование)
  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ под ред. Ю.М. Горвица.- М.,- 1998.-С.218-226


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Л.Б.Веревкина
учитель-логопед, г. Сатка, РФ
Е-mail:  mkdou2satka@ yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТНР УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ.

Аннотация.

Обучающиеся с ТНР представляют собой в соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу обучающихся первичной речевой патологией. Согласно  ФГОС, данные обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.  

Ключевые слова: Дистанционные технологии, ОВЗ, организация, дистанционное обучение, индивидуальные и подгрупповые занятия.

При организации  дистанционного образования, и в частности, коррекционных мероприятий и программы коррекционной работы, поддерживающих процесс освоения содержания АООП, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должен быть осуществлен учет их особых образовательных потребностей. Наряду с недоразвитием языковых средств особого учета при организации дистанционного обучения требуют особенности внеречевой сферы данных обучающих (особенности психических процессов, общего и речевого поведения). (1) Так должны  быть учтены трудности данных обучающихся при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания.  Использование возможностей дистанционного обучения позволяет учителю-логопеду  учесть индивидуальный темп работы над заданиями данных обучающихся, предусмотреть дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

В организации дистанционной работы учителя-логопеда можно выделить три основных проблемных зоны:

  • Как организовать работу с ребенком по разным направлениям работы?
  • Как организовать поддержку дистанционного образования с помощью родителей?
  • Как  правильно оформить документальное подтверждение работы, соблюдая законодательство?

В организации  занятий с ребенком в дистанционной форме необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка и логопеда, технические требования к организации обучения, формы предъявления материала. Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка). При этом дистанционное занятие предполагает возможность сочетания различных форматов занятия-видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласованию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного теллекоммуникационного оборудования и другие формы. Помимо этого, педагог может предложить родителям рекомендации по организации выполнения упражнений вне занятия, с описанием средств, контроля правильности выполнения задания. (4)

Для дистанционного обучения особенно важным является разграничение видов работы, реализующих непосредственно коррекционные  цели, и видов, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка, а также обеспечение необходимой смены вида деятельности для отдыха и активизации внимания. Видеосвязь с учителем-логопедом наиболее важна при реализации коррекционных задач, также для этих целей необходимы  наиболее подробно расписанные средства контроля правильности выполнения заданий. Развивающие упражнения могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога.  Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, следовательно, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей. Реализация такого принципа построения  дистанционных занятий позволяет широко варьировать продолжительность занятий, используя перерывы между частями занятия и определяя обязательную длительность только коррекционной части. При этом длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СаНПин.

Современные инструменты дистанционного образования позволяют организовать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Групповые дистанционные  занятия сложны  как для детей, так и для педагогов. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствует точному распознанию речи в целом и инструкций педагогов в частности, что создает предпосылки для неточного понимания и повышенной утомляемости детей. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета у педагога. Для части детей участие в групповом дистанционном уроке может быть, возможно, только в присутствии родителей. Однако групповые занятия, как и у любого другого, есть свои положительные моменты. С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно  многим участникам, можно создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой - возможность дозировано участвовать в уроке, очень привлекательна. Педагог может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста ( помаши группе), подражанию ( помаши руками с нами вместе, как мы)и другим,  доступным  ребенку формам коммуникации. То есть, приоритетной задачей группового занятия с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания или организация групповой коммуникации. (6)

Индивидуальные занятия дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы. Вместе с тем, индивидуальное занятие требует от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СаНПин. То есть большинство времени непосредственной работы с ребенком  через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют( дидактические игры, упражнения, которые может контролировать  родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха)- не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти СаНПин, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудиосвязь,  работа под контролем родителей  с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации. Те фрагменты, которые ребенок может  выполнять в дистанционных системах обучения, могут быть разделены перерывом  во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия, обеспечить его присутствие ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям своей семьи. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителем совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога в присутствии родителей и педагога вне занятия педагогом проводятся индивидуальные дистанционные консультации, даются письменные рекомендации. Необходимо донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.

На текущий момент отсутствуют единые требования к педагогам, позволяющие определить перечень документов, которые ведет педагог в процессе реализации дистанционного образования. В числе вариантов - планирование работы в соответствии с расписанием, описанием форм работы, в части образовательных организаций- записи видеоподключений.  И если требования к документам, касающимся планирования работы самого педагога, являются обоснованными  со стороны ДОУ или школы, то требования к записи видеоподключений и записи занятий требуют обязательного письменного согласия родителей ребенка. В том случае, если родители не дают письменное согласие записи дистанционных занятий, отсутствие данных записей не может быть основанием для признания дистанционного занятия непроведенным. При этом справедливым является требование администрации предоставить другие подтверждения работы педагога, такие как отчет используемой платформы  проведенном  вебинаре.  Формы контроля дистанционных занятий разрабатываются администрацией с учетом мнения педагогов и актуальной нормативно-правовой базы и подписываются каждым педагогом образовательной организации. Важной спецификой дистанционной формы обучения является большой объем вспомогательных дидактических материалов, необходимый для эффектного обучения, а также грамотное их размещение в системах дистанционного обучения.  На наш взгляд, это время должно быть заложено в планирование педагога.

                                       Использованная литература:

  1. Микляева Н.В. Адаптированная основная образовательная программа для дистанционного обучения детей с ТНР. – Москва 2017., 160с
  2. Н.В Нищева « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб, « Детство – пресс», 2010г
  3. Е.Е.Китик Л.Е.Томме « Дети с тяжелыми нарушениями» 2020г, 48с
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В., Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед 2004. - №2-2003. -№1
  5. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: учебно-методическое пособие/ И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А Кузнецова, А.Ю.Кравцова; под ред. И. В. Роберт – М.: Дрофа,2008.-312,8с.: ил.- (Высшее педагогическое образование)
  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ под ред. Ю.М. Горвица.- М.,- 1998.-С.218-226

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, по...

Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста

В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как подддержать детскую инициативу? Как организовать образовательну...

"Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с дошкольниками"

В данном материале представлены рекомендации для педагогов и для родителей, как рационально организовать дистанционное обучение с детьми дошкольного возраста....

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации  по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обуче...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУ Консультация для педагогов: «Организация дистанционного обучения дошкольников»

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения в ДОУКонсультация для педагогов:«Организация дистанционного обучения дошкольников»Дистанционное обучение детей дошкольного ...