Технология логопедического обследования дошкольников с ТНР.
статья по логопедии

Позднякова Ольга Ивановна

Организация логопедического обследования дошкольников с ТНР, этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_logopedicheskogo_obsledovaniya.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

(Грибова О.Е.

Акименко В.М,  Мазанова Е.В.)

Учитель-логопед: Позднякова О.И.

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования –человек (ребёнок), страдающий нарушениями речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Также внимание уделяется:

- определению объема речевых навыков;

- сопоставлению его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

- определению соотношения дефекта и степени речевой активности, других видов психической деятельности;

- определению уровню и характера взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

- определению соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Этапы логопедического обследования.

По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования.

Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором устанавливается первичный контакт с ребёнком, проводится сбор анамнеза;

2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных (мышления) и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

3) основной – обследование всех компонентов речевой системы (собственно логопедическое обследование);

4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

На основе технологии логопедического обследования Грибовой О.Е. я предлагаю рассмотреть следующие этапы:

  1. Ориентировочный этап.
  2. Дифференцировочный этап.
  3. Основной этап.
  4. Аналитический этап.
  5. Прогностический этап.
  6. Информирование родителей.
  7. Динамический этап.

Ориентировочный этап.

Ориентировочный этап нацелен на предварительное ознакомление с медицинской и педагогической документацией, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребёнка, выписки специалистов: невролога, отоларинголога, педиатра.

Дальнейший сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, натальном и поснатальном развитии ребёнка. Отмечается течение беременности и родов, перенесённые матерью инфекции, наследственные заболевания, состояние ребенка в первые дни после родов, особенности раннего развития.

К педагогической документации относятся характеристики на ребёнка педагогов, работающих с ним. Также целесообразно изучить работы ребенка: рисунки, творческие поделки, которые характеризуют его склонности, уровень сформированности моторно-графических навыков.

После сбора анамнеза, изучения документации и беседы с родителями проводится беседа с ребенком дошкольного возраста (5 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дифференцировочный этап.

Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

  • протекания когнитивных (мыслительных) процессов;
  • сохранности речедвигательной сферы;
  • сохранности зрительного, слухового гнозиса.

Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.

2. Обследование речедвигательной сферы включает:

  • обследование мимической мускулатуры;
  • обследование состояния моторики артикуляционного аппарата;
  • обследование мелкой моторики рук;
  • обследование развития общей моторики.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Приёмы

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследования объема и качества движения мышц лба  

а) нахмурить брови,    

б) поднять брови,            

в) наморщить лоб.

Правильно или нет, движения с синкинезиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.

  2. Исследования объема и качества движения мышц глаз  

а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть.

Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.

  3. Исследования объема и качества движения мышц щек  

а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки.

Правильно, изолированное надувание одной щеки не удаётся, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.

4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз  

Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть д) сердитое лицо.

Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.

5. Исследования символического праксиса.

а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плевок, е) цоканье.

Правильно;, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удаётся.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Приёмы

Содержание задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1.Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу)

а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при[о] и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удерживать удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить.  

Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливаций, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.

2. Исследование двигательной организации челюсти.

а) широко раскрыть рот (как при[а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперёд.

Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удаётся.

Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения - в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Приёмы

Инструкция

Задания

Характер выполнения

1. Исследование статистической координации движений (удержание пальцев в разных положениях под счет)    

Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично – левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удержать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз).  

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб.

Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу.

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб.

2. Исследование динамической координации движений    

Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции.

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Приёмы

Содержание задания

Характер выполнения

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения.

Отметить качество, правильность, последовательность, выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2.Исследование произвольного торможения движений.

Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу.

Отметить плавность и точность движения обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.

3.Исследование статической координации движения.

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуть. Время – 5сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, открывается выполнить.

4. Исследование динамической координации движений.

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола.

а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу.


5.Исследование пространственной организации по подражанию.

а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа, б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции.

Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения.

6.Исследование произвольного темпа движений.

а) Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), в) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течении 15 сек. в произвольном темпе. В течении следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течении следующих 15 сек. – в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.    

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить.

Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке.

 

Одним из важнейших факторов благоприятного речевого развития является полноценное  

восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора.

Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для

восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обуславливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:

  • неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом ( м – б, н – д, х – с, к –т );
  • раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсып-лёнок»);
  • неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
  • оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;
  • нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;
  • неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;
  • затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды, хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

Следовательно, в связи с недостаточным объемом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Направления работы

Методы работы

Содержание методов

1.Выявление факторов риска.

1) метод анализа анамнестических данных;  

2.Непосредственное обследование слуха

1) метод обследования слуха речью.  

Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включенные в специально разработанные Л.В. Неймановым и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м. 

2) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях.

При нейросенсорном нарушении слуха: а) перенесенные инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп; б) черепно-мозговые травмы; в) лечение ототоксическими антибиотиками: гентомицин, трептомицин.

При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/ или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты; б) обтурации слухового прохода инородными телами и серными пробками.

Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: А) мимика напряженного вслушивания; Б) частое переспрашивание; В) зрительный контроль артикуляции говорящего; Г) монотонность собственной речи; Д) тихий голос, сменяющийся криком в ситуациях непринужденного общения со сверстниками.


Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребенку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.

Основной этап

Данный этап – собственно логопедическое обследование, предполагает изучение всех компонентов языковой системы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Г.В. Чиркина при обследовании звуковой стороны речи выделила два взаимосвязанных аспекта:

  • Артикуляционный.

Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

  • Фонологический.

Предполагает выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

Обследование звукопроизношения.

Алгоритм обследования правильного произношения звуков речи:

  • обследование изолированного произношения;
  • обследование произношения звуков в слогах;
  • обследование произношения звуков в словах;
  • обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

Гласные

Свистящие, шипящие, аффрикаты

Сонорные

Глухие и звонкие парные; в твердом и мягком звучании

Мягкие звуки в сочетании с разными гласными

А, О, У, Э, И, Ы

С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ

Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В

П`-Б`, Т`-Д`, К`-Г`, Ф`-В`;

ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

  • отсутствие звука,
  • искажение звука,
  • замена звука,
  • смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата.

Губы:

расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы:

неправильный прикус и посадка зубов.

Твердое небо:

узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (сумбукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо:

короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

Приёмы:

1. Тактильнo и визуально определяется:

- тип (логопед рукой определяет активность диафрагмы, грудного отдела или ключичного),

- темп или частота,

- ритм физиологического дыхания.

2. Необходимо подуть на вертушку.

3. Выполнить инструкцию (вдохнуть и выдохнуть носом «понюхай цветок»; вдохни носом, выдохни ртом «погрей руки»; вдохни ртом, выдохни ртом «рыбка»; вдохни ртом, выдохни носом)

4. Подсчет количества слогов для определения объема речевого дыхания:

  • повторение слогов (слоговая таблица);
  • повторение слов и фраз.

Логопед замеряет количество слогов, слов, произносимых на одном выдохе.

Слоговая таблица для исследования объема речевого дыхания

Количество

слогов

Речевой материал

Кот

Идет

Кот идет

Кошка идет

Кошка играет

Кошка пьет молоко

Кошка сидит на полу

Кошка сидит на диване

Котенок сидит на диване

Кошка и кот сидят на диване

Котята и кот сидят на диване

Котята и кот играют на диване

Котята и кошка играют на диване

Красивые котята играют на диване

Критерии оценки

Обследование дыхательной функции

 (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 -7 лет).

 (нормальный, недостаточный).

Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное).

Тип неречевого дыхания

- верхнеключичичное (живот на вдохе втягивается, плечи поднимаются),

- грудное (костальное) (расширяется грудь на вдохе),

-брюшное (абдоминальное) (при вдохе живот увеличивается, а при выдохе – опадает),

-смешанное (костоабдоминальное).

Объем речевого дыхания

- нормальный (норма для детей 2-4 лет – 20-30 дыхат. движ., 5-8 лет – 14-20 дыхат. движ. в минуту;)

- учащенный.

Ритм физиологического дыхания

ровное/неровное дыхание.

Продолжительность речевого дыхания

(нормальное, укороченное).

Обследование голосовой функции

  • Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий).
  • Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.).
  • Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная).
  • Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

 

Обследование просодической стороны речи

  • Темп (нормальный, быстрый, медленный).
  • Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).
  • Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  • Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

 

Обследование фонематического восприятия

Несформированность фонематического восприятия может встречаться как в совокупности с дефектами звукопроизношения, так и быть самостоятельным нарушением. Перед обследованием фонематических процессов целесообразно уточнить сохранность физического слуха.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

  • узнавание, различение и сравнение простых фраз;
  • выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
  • различение на слух оппозиционных фонем;
  • отражённое повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками.  

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Выделяются следующие разделы:

Обследование понимания слов

  1. Понимание значений слов ("Покажи названную картинку»), обозначающих:
  • предметы (яблоко, собака, ведро..)
  • действия (ест, играет, поливает, читает)
  1. Понимание инструкций ("Возьми со стола куклу». «Встань со стула и положи карандаш в коробку»)
  2. Различение значений существительных  ед и мн.числа («Покажи, где»)
  3. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности.

Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

  • Подобрать к названным определениям подходящие предметы.
  • Подобрать к названию общего понятия частного.
  • Подобрать названия предметов по их действиям.
  • Подобрать к названию целого название его части.
  • Подобрать слова, противоположные по значению.
  • Закончить предложение. 

Обследование понимания предложений

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

  1. Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;
  • «Покажи ключом карандаш».
  • «Покажи ключ карандашом».
  1. Изучение понимания логико-грамматических отношений.

Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

  • Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр», (Предъявляются соответствующие картинки).
  • Исправить предложения: Коза принесла корм девочке.
  • Прочитать предложения и ответить на вопросы: Петю встретил Миша. Кто приехал?
  • Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.
  • Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.
  • Закончить предложения, выбрав вариант окончания.
  • Закончить предложение, придумав концовку.
  • Выбрать правильное предложение из двух.

Обследование понимания грамматических форм

При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного ответа испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правильное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.

Приемы обследования.

Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

Исследование понимания значения предлогов.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения

Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме.

Называние ребенком игрушек, действий с ними.

Называние ребенком картинок.

 

Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.

Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического поля.

Называние обобщенных слов в группе однородных предметов (для обследования наличия в словарном запасе общих категориальных названий).

Приемы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

А) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

Б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

В) корректирование ошибочных слов в предложении.

Используется для изучения сочетательных свойств слова. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание.

Подбор к данному слову нескольких слов, сочетавшихся с предъявленным. Используется для определения, насколько ребенок овладел многозначностью слов.

Дополнение предложения недостающим словом.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Приемы обследования навыков построения предложения

  • Прием составления предложений по опорным словам.
  • Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).
  • Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции:

А) построение простого нераспространенного предложения;

Б) умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3 – 4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов);

В) умение детей строить предложения с однородными членами;

Г) построение предложения с большим распространением (с 6 – 7 различными членами);

Д) изменение структуры исходного предложения.

Приемы составления сложных предложений.

А) Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий.

Б) Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

В) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым.

Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне.

  • называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование

существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);

  • прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правильно употреблять

число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;

  • исследование грамматической категории рода;

исследование умений пользоваться способами словообразования;

а) суффиксальный способ.

б) префиксальный способ.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Используются следующие приемы:

Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

Отмечается:

понимание содержания излагаемого (искажение сюжета);

самостоятельность пересказа (с помощью наводящих вопросов);

полнота передачи текста (использование слов «потом», пропуск основных событий);

последовательность изложения (меняет, искажает логическую последовательность);

плавность изложения;

правильность оформления высказывания (аграмматизмы, предложения).

Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

понимание содержания увиденного;

самостоятельность составления рассказа;

3) точность, полнота изложения;

4) познавательность рассказа;

5) лексико-грамматическое оформление высказывания.

Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнения речевой карты, которая является обязательным отчётным документом.

В речевой карте, в отличие от протокола обследования, представляются обобщённые выводы по каждому направлению речевого развития, раскрываются механизмы патологических проявлений, а примерные ответы детей выступают в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

В речевой карте представлены следующие разделы:

  • паспортная часть;
  • данные анамнеза;
  • данные о психическом и физическом здоровье ребёнка;
  • раздел о состоянии основных компонентах речи: звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя, фонематических процессов, слоговой структуры слова, связной речи.
  • логопедическое заключение.

Логопедическое заключение – это обобщённый результат изучения уровня развития устной речи ребенка.

  • оно может быть развёрнутым, характеризующим, какие именно стороны речевого развития нарушены у ребенка;
  • оно предполагает определение структуры дефекта, его первичности/вторичности;
  • оно должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически определялись коррекционные мероприятия.

На данном этапе работа по логопедическому обследованию не заканчивается, ведь главное не только констатировать имеющееся нарушение, а определить эффективные пути компенсации речевого дефекта, спрогнозировать дальнейшее её развитие.

Прогностический этап

При получении всех данных о состоянии речевой функции ребенка важно правильно спрогнозировать дальнейшее развитие, определить пути эффективной коррекционной работы, разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.

Следует учитывать:

  • первичность/вторичность речевого дефекта непосредственно оказывает влияние на правильную организацию коррекционного обучения с учётом возможностей ребенка;
  • при появлении сомнений в постановке заключения, всё решается в пользу ребенка.

Образовательные маршруты могут быть реализованы в разных формах и в соответствии с Программой для детей с ТНР, принятой Учреждением.

Результаты логопедического обследования, направления работы обязательно должны быть обсуждены с родителями детей, поэтому следующий этап-информирование родителей.

Информирование родителей

Данный этап – один из самых важных, ведь родители могут как способствовать успешной коррекционной работе, так и противодействовать ей, считая её бесполезной и излишней.

Поэтому необходимо деликатно беседовать с родителями о дальнейших перспективах речевого развития ребенка. Беседа проводится в отсутствие ребенка.

При знакомстве родителей с заключением, направлениями работы необходимо учитывать следующее:

  • в детях родители стараются воплотить свои мечты и, если ребенок не отвечает их ожиданиям, могут сложиться разные взаимоотношения между ними. Это должно учитываться при построении алгоритма информирования родителей.
  • родители различаются по степени «жертвенности», независимо от материального положения и образования, поэтому у разных родителей – различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своими интересами, личным временем ради организации помощи своим детям. Не все могут регулярно следить за правильностью речи ребенка, организовывать благоприятную речевую среду дома. Это необходимо учитывать, чтобы помочь родителям правильно организовать регулярные занятия, но не потерять взаимоотношения «родитель-ребенок», а не «педагог-ученик».
  • Родители воспитывают своих детей на основе интуиции, не зная основ педагогики и психологии. Это приводит к тому, что проблемы ребенка воспринимаются, как лень или блажь. Часто родители приводят в пример проблемы родственников в прошлом, которые сами по себе прошли.
  • Часто из-за излишней тревожности и уровня притязаний родителей наблюдается переоценка или недооценка проблем ребёнка.

Учитывая данные факты, предъявляются особые требования к беседе с родителями:

  • проводится она должна на доступном для родителей языке, чётко структурируя материал по результатам обследования ребёнка;
  • беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребёнку: необходимо подчёркивать хорошие и сильные его стороны, доступно разъяснить сущность нарушения и ознакомить с направлениями работы;
  • беседа должна строиться в конструктивном направлении. Не надо искать виноватых в речевых проблемах ребенка, надо вместе искать пути эффективной компенсации дефекта. Родители должны стать активными и заинтересованными участниками коррекционно-образовательного процесса.

В ходе информирования родителей необходимо деликатно и доброжелательно донести до них всю имеющуюся информацию, при этом обращаясь к конкретным примерам, которые родители могли наблюдать в ходе логопедического обследования.

Поскольку родители не имеют педагогической подготовки, им трудно сразу запомнить, какие конкретные стороны речи нарушены, поэтому целесообразно предложить родителям записать самые важные моменты, в том числе дальнейшие их действия на ближайшее время (посещение дополнительных специалистов, медицинские обследования).

Решение о дальнейшем коррекционном обучении, формы работы принимается совместно с родителями, но логопед должен проявить настойчивость в своих рекомендациях, прежде всего исходя из интересов ребёнка.

Динамический этап

Динамический этап предполагает наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения и воспитания. Данный этап помогает убедиться в правильности выбранных методов и форм организации коррекционного процесса по формированию нарушенных функций у ребенка, проследить тенденцию в компенсации дефекта.

На данном этапе осуществляется тесное взаимодействие со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, целесообразно вести листы динамического наблюдения, где отображаются достижения ребенка, трудности в усвоении речевых навыков и дальнейшие корректировки в работе.

Список использованной литературы.

  1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного оюразования/под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М: Мозаика – Синтез, 2010г.

  2. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на -Дону: Феникс, 2011.-77с.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие, - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
  4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй речи.-М, 1999г.
  5. Мазанова Е.В. Обследование речи детей.М: Гном, 2014г. 4 альбома.
  6. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. М: Аркти, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...

Технология логопедического обследования

Логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной для детей дошкольного возраста. Предложенный материал удобен в практическом применении для проведения диа...

Мастер – класс по логопедическому обследованию дошкольника посредством интерактивной логопедической карты

В документе педагог делится опытом работы по логопедическому обследованию дошкольников посредством интерактивной логопедической карты и сказки – как одного из средств работы с детьми. Интерактив...

Технология логопедического обследования дошкольников с речевыми нарушениями (ОВЗ)

Данный диагностический материал поможет молодым специалистам-логопедам при обследовании дошкольников с ОВЗ и заполнении речевых карт....

Технология логопедического обследования звукопроизношения дошкольников

Для проведения обследования произношения подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают  нарушены у детей дошкольного возраста....

Технология логопедического обследования речи дошкольников

Технология логопедического обследования речи дошкольников...