Структура индивидуального занятия по постановке звука (из опыта работы)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Позднякова Ольга Ивановна

Алгоритм и последовательность структурных компонентов индивидуального занятия по постановке звука. Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Структура индивидуального занятия по постановке звука

(из опыта работы)

        

Подготовила: учитель-логопед

Позднякова О.И.

Г.Клин.

        

      Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР – процесс сложный и продолжительный, ведь помимо нарушений всех компонентов речевой системы, в структуре дефекта присутствует и нарушение высших психических функций, таких, как внимание, память, словесно-логическое мышление, слабая мотивация к деятельности.

      В связи с этим, наибольшее значение имеет правильная организация индивидуальных занятий, в процессе которых ребенок не только осваивает правильную артикуляцию звука, улучшает кинестетические и кинетические ощущения, но и совершенствует неречевые процессы, которые качественно влияют на успех коррекционно-логопедической работы.

      Работа над правильным звукопроизношением ведётся в три этапа:

  1. Подготовительный.

Цель данного этапа: подготовить артикуляционный аппарат, дыхательную систему в постановке или вызыванию звука.

  1. Постановка звука.

Цель: вызывание звука. Приемы постановки у всех специалистов разные. Я использую опорные звуки, предметы-заместители для механической постановки.

  1. Автоматизация звука.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

  1. Дифференциация звука.

Цель: сформировать четкие артикуляционно-акустические образы смешиваемых звуков.

 В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

  1. Дифференциация изолированных звуков.
  2. Дифференциация звуков в словах.
  3. Дифференциация звуков во фразовой речи.

Традиционно структура индивидуального занятия занятия включает:

  1. Оргмомент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Постановка звука.
  6. Развитие фонематического слуха.
  7. Автоматизация в изолированном произнесении.
  8. Итог занятия.

Также можно включить физминутку в середине занятия.

Я предлагаю немного иную структуру, при которой этапы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики представляют собой единую структуру, ведь основное время необходимо уделить именно постановке звука.  Также необходимо использовать разнообразные игровые пособия и упражнения, которые вызовут у ребенка неподдельный интерес к работе над звуком.

Особенности организации индивидуального занятия:

  • Компоненты занятия должны быть взаимосвязаны, соответствовать индивидуальному плану коррекционной работы, возрасту, уровню развития и речевому профилю ребенка.
  • В ходе занятия должна чётко прослеживаться связь изучаемого материала с предыдущим, единство образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
  • Переход от одной части занятия к другой должен быть последовательный и логически правильный.
  • Упражнения и задания должны строиться с опорой на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную.

Предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие по постановке звука [Ш].

Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука [Ш].

Задачи:

Образовательные:

- формировать кинестетический образ звука [Ш];

- упражнять в правильном произношении изолированного звука [Ш].

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание и фонематический слух;

- развивать сильную целенаправленную воздушную струю;

- развивать артикуляторный праксис на основе выполнения артикуляционной гимнастики;

- развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений;

- развивать внимание и память.

Воспитательные:

- поддержать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность, умение контролировать себя.

Оборудование: аудиозапись, видеоматериал, предметные картинки, пособие для развития дыхания «Листопад», опорная схема артикуляции звука, колокольчик.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

- Здравствуй (имя ребенка). Сегодня у нас будет увлекательное и очень интересное занятие. Для начала я предлагаю тебе немного расслабиться, сесть удобно и закрыть глаза. Я включу тебе звуки природы, а ты потом расскажешь, что смог услышать.

(ребёнок слушает аудиозапись)

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему.

- Что ты слышал? (шум ветра, шелест листьев.)

- Правильно, это шелестели листья, вот так ш-ш-ш.

- Сегодня мы будем с тобой учиться правильно произносить звук [Ш].

        Звук [Ш] иногда шуршит,

        И часто шелестит.

        Звук [Ш] не поётся,

        Он шипящим зовётся.

- Посмотри на картинки                    (демонстрация)

                           Змея шипит ш-ш-ш,

                           Мышь шуршит ш-ш-ш,

                           Листья шелестят ш-ш-ш.

  1. Игра на развитие слухового внимания «Правильно или нет?»

- Твои друзья решили с тобой поиграть. Ты послушай и скажи, правильно они назвали предмет или нет.

(ребенку предлагают посмотреть видеозапись, на которой дети называют предмет. Он должен определить, правильно они его называют или нет)

Это мафына? Это машина? Это масына?

  1. Игра на развитие фонематического слуха «Позвони в колокольчик».

- Я буду произносить разные звуки, а ты, если услышишь шипение змеи (ш-ш-ш), позвони в колокольчик.

(логопед закрывает органы артикуляции экраном и произносит ряд звуков. Ребёнок, услышав звук [Ш], звенит в колокольчик)

  1. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь пора потренировать наш язычок. Послушай сказку и повтори все упражнения.

 Жил на свете Язычок, любил он гулять, играть. Вот однажды вышел язычок во двор и увидел собаку. Она ему улыбнулась «Улыбка», и Язычок ей в ответ улыбнулся «Улыбка» Они подружились. Тошка (так звали собаку) угостила Язычка бубликом «Бублик», а он её ириской. Тошка попробовал ириску, а она прилипла «Ириска». Язычок сказал: «Не волнуйся, пойдём чай скорее пить, она и отлепится». Язычок налил чай для Тошки в свою любимую чашку «Чашечка». Чай был очень горячий и Тошка стал дуть на чашку. Язычок угостил его малиновым вареньем. Оно было очень вкусным и Тошка начал облизываться. «Вкусное варенье». Тошке пора было возвращаться домой, он попрощался с язычком и убежал.

- понравилась тебе история?

- покажи ещё раз, как улыбнулся Тошка? («Улыбочка»)

- а что Тошка ему подарил, покажи? («Бублик»)

- а что Язычок ему дал? («Ириска»)

- из чего они пили чай? («Чашечка»)

- как облизывать варенье Тошка? («Вкусное варенье»)

      5. Дыхательная гимнастика.

- На следующий день Тошка и язычок снова встретились, чтобы поиграть с осенними листьями. Они решили устроить листопад, подули в трубочку

(ребёнок дует в трубочку в коробке, листья разлетаются)

 - Смотри, один кленовый лист улетел и приземлился прямо тебе на нос, сдуй его.

(упр «Фокус»)

6.Физминутка.

- Ох, сколько листьев разлетелось. Давай устроим соревнование, кто больше соберет.

(ребенок с логопедом выполняют упражнения, а потом собирают разбросанные листья)

    7. Знакомство с артикуляцией звука [Ш].

- Как здорово у тебя всё получилось, теперь будем учиться шипеть, как змея.

- Посмотри на меня как я делаю.

- В каком положении находятся губы? (губы слегка округлены)

- В каком положении зубы? (верхние и нижние зубы сближены)

- Где находится язык? (поднят «Чашечкой» к верхним зубам)

- Какая струя выходит из рта? (струя воздуха ощущается как тёплая)

  8. Постановка звука [Ш]

- по подражанию,

- от звука [Т].

  9. Кинезиологическая сказка.

- Наш Язычок почти научился шипеть, как змея, и отправился он на прогулку, чтобы всем показать. Во дворе он увидел колечко. Оно было очень красивое и он стал его примерять. («колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу)

Раз, два, три, четыре, пять,

Весело колечко примерять.

А потом он увидел кошку, и начал шипеть (вызывание звука [Ш]). Но кошка не испугалась, она бегала по поляне и что-то искала («Кошка» - правая ладонь лежит на столе, левая в кулаке, затем меняем положение)

Кулачок-ладошка

Так гуляет кошка.

Вдруг она подбежала к Язычку, схватила колечко и убежала. Язычок как зашипит (вызывание звука [Ш]) и бегом за ней. («Кошка» двумя руками). Но так и не догнал. «Ну ничего» - сказал Язычок, пусть носит колечко, зато я шипеть научился.

10.Автоматизация изолированного звука [Ш].

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- Как шелестят листья? (ш-ш-ш)

- Как шуршит мышка? (ш-ш-ш)

III. Итог занятия.

- Тебе понравилось занятие?

-  В какую игру тебе больше всего понравилось играть?

- Какой звук ты научился сегодня произносить?

- Спасибо тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Из опыта работы: «Способы постановки и автоматизации звуков: традиционные и инновационные»

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь.  Причины возникновения этих нарушений...

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий (по постановке звуков)

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильно...

Доклад "Волшебный мир звуков" (из опыта работы)

Как помочь дошкольникам войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие, способствовать усвоению музыкальных знаний в игро...

материал из опыта работы по использованию методики постановки звуков "Дерево"

материал из опыта работы по постановке звуков по подражанию на основе экспресс- методики Архиповой Е.Ф. "Дерево" в работе с детьми, имеющими  нарушения речи...