Педагогический проект «Послушный ветерок»
проект по логопедии

Педагогический проект   «Послушный ветерок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_leto.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №91 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

Педагогический проект

«Послушный ветерок»

Подготовила

учитель – логопед

Аверьянова Катарина Алексеевна

Саранск, 2019

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный, игровой.

Возрастная группа:группы третьего года обучения

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели).

Сроки проекта: с 3.06.19 г. по 28.06.19 г.

 Вид проекта: групповой.

Место проведения:МДОУ « Детский сад № 91компенсирующего вида»

Участники проекта: воспитанники групп 6-7 лет, родители, учитель-логопед.

Актуальность: Дети, посещающие детский сад компенсирующеговида, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер, чаще всего нарушены все её компоненты.Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

 Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Цель проекта: ознакомление детей с интеллектуальной недостаточностьюс дыхательными упражнениями и играми, направленными на постановку правильного диафрагмального дыхания и выработку умения управлять органами дыхания.

Задачи:

  • Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
  • Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использоватьречевое дыхание.
  • Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
  • Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
  • Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат: дети с интеллектуальной недостаточностью научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху. Будет разработан план – схема на весь период проекта, собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов и консультаций для родителей, изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Практический результат проекта: Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Этапы реализации проекта

1 этап Организационный

1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания – июнь.

2. Составление плана - схемы проекта - июнь.

3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажеров» - июнь.

2 этап Практический

Работа с детьми:

1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.

2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.

3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.

4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.

5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров.

6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Работа с родителями:

1. Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников».

2. Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».

3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

Работа с педагогами ДОУ: 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи». 2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.

3 этап Итоговый

 Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики.

Тематический план реализации проекта:

 Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха.

  1. УПРАЖНЕНИЯ

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. Оборудование: Пособие-тренажер «Полянка с бабочками».

Мы бабочки, мы бабочки,

Мы веселые бабочки,

На цветочках мы сидели,

Ветер дунул – полетели.

Учитель-логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление. Дети приседают.

 Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох. Учитель-логопедпоказывает правильное выполнения.

 С каждым новым днем

– Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Учитель-логопед показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться. Повторить 3-4 раза.

Игра на задувание на дыхательном тренажере «Осенние листочки».

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

«Наслаждаемся запахами цветов».

Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол».

Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»

«Лошадки фыркают».

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку».

 Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Кит выбрасывает фонтан воды».

Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

Игровое задание «Мячик – ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка.

Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха. «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые».

Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

«Ныряльщики»

 Цель: выработка дифференцированного дыхания. Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.

Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).

Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Ветер гудит»

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.

«Погреем ручки»

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.

«Погасим свечу».

Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией. Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх). «Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.

«Звуки вокруг нас»

 Цель: развивать правильное речевое дыхание, пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы]. Взрослый. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.

  1. БЕСЕДА НА ТЕМУ «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ? ДЫШИ ПРАВИЛЬНО».
  2. ДЕНЬ ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ И МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ.Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шары. Гимнастика оздоровления. Задувание на «султанчики», в «пузырьки», в дудочки.
  3. ИГРЫ С ВОДОЙ. «КАПИТАНЫ».

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики. Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» — губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).соревнование: чей кораблик дальше уплыл, для этих целей используем пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. Буль-бульки. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налито много воды, почти до краев, а в другой чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду.

  1. ИГРЫ С ДЕТЬМИ: Рисование на песке и крупе через соломинку. Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору). Выставка игр и пособий по развитию дыхания у детей. «Послушный ветер – ветерок». Проигрывание динамических физкультурных минуток, анимационных песенок, конкурсы для детей.

Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Литература:

1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №91 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

«Речевое дыхание

– энергетическая основа речи»

(консультация для педагогов ДОУ)

Подготовила

учитель – логопед

Аверьянова Катарина Алексеевна

Саранск, 2019

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний…

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др…, отрицательно влияющие на развитие детской речи, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, каправило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так

как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе,отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, безсоблюдения логических пауз.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детейправильному дыханию – энергетической основе нашей речи.Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями.Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом следуетначинать с упражнений, направленных на координацию ротового и

носового дыхания.

В процессе занятий дети должны получить знания о том, что:

надо дышать носом;

нельзя поднимать плечи при вдохе;

в дыхании должен участвовать живот.

вдох и выдох носом.

Например, упражнение «Носиком дышу»

Предлагается посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках, а потом предложить вдохнуть и выдохнуть через нос. Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче – как угодно.

Дышат птицы и цветы

Дышим он, и я, и ты.

вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);

вдох ртом – выдох носом;

вдох и выдох ртом;

упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт;

упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи – выдохи ртом.

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота. Предлагается упражнение «Бегемотик».

Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый предлагает инструкцию: «Сядь. Положи ладонь себе на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь. И опускается, когда ты выдыхаешь». Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой.

Сели бегемотики.

Потрогали животики:

То животик поднимается,

То животик опускается.

Очень важным для развития диафрагмального дыхания является упражнение «Шарик».

Предлагается инструкция: «Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягивается».

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая –на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего

расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и

наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы.

Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями. Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.

При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Вот параметры плавного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать

губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода

воздуха через нос, (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать

ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощичастых коротких вдохов.

Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:

надувание резиновых игрушек и шариков;

игра на губных инструментах;

пускание мыльных пузырей;

упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта;

упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее

в движение;

упражнение «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан с водой.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, то есть не прерывался для небольшого вдоха. Формировать длительную и плавную воздушную струю на выдохе помогает тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение тыльной стороны ладони ко рту, движение руками по графическим схемам: спирали, горке…

Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

«Понюхать цветок»;

узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную

струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке

звуков:

упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.

упражнение «Загнать мяч в ворота»:

- плавный выдох через губы трубочкой;

- плавный выдох, держа губы в улыбке;

- плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;

- выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения, быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Рекомендуется такие игры ограничивать во времени и чередовать с другими упражнениями.

Литература.

1.Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.. Основы

физиологии человека.– М.: Издательство РУДН, 2001

2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого

дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004

3.Лалаева Р.И. .Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998..

4.Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, 2000

5.Понятийно– терминологический словарь логопеда / Под ред.

В.И.Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 1997

6.Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994

7.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998

8.Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Послушный ветерок

логопедический проект по формированию правильного речевого дыхания у дошкольников...

педагогический проект "Послушный ветер-ветерок"

Предстаалена работа по реализации 2-недельного проекта на развитие у детей правильного дыхания, в ходе проекта были привлечены родители к созданию пособий и дыхательных тренажеров...

Развитие и коррекция графо-моторных навыков дошкольников в рамках педагогического проекта «Послушный карандаш».

Представление педагогической практики по развитию графо-моторных навыков...

Проект «Послушный ветерок»

Проект «Послушный ветерок»...

Логопедический проект «Послушный ветерок»

Использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений у детей с ТНР....

Образовательный проект "Послушный ветерок"

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Дыхание входит в сложную функциональную речев...