Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
проект по логопедии (старшая группа)

Галеева Гюзель
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности. Его реализация была рассчитана на 2 года. Исполнителями и участниками проекта были учитель-логопед, дети с общим недоразвитием речи, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители. Данный опыт может быть использован логопедами детских садов как один из методов в работе по развитию связной речи детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_2.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ПРОЕКТ

«Наглядное моделирование в развитии связной речи       дошкольников с общим недоразвитием речи»

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Краткая аннотация проекта

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи  дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок»  № 291 города Казани с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности. Его реализация была рассчитана на 2 года.  

Исполнителями и участниками проекта были учитель-логопед, дети с общим недоразвитием речи, воспитатели группы компенсирующей направленности, родители.

Данный опыт может быть использован логопедами детских садов как один из методов в работе по развитию связной речи детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.

АКТУАЛЬНОСЬ ПРОЕКТА

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи и снижается социализация ребёнка в коллективе сверстников и взрослых.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, значимую проблему, так как успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения, так как каждый логопед в своей работе ставит перед собой цель – найти наиболее эффективные средства, способы и приемы работы, которые помогут преодолеть речевые недостатки у детей.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренко С., Л.М. Хализева и др.). Ряд авторов придаёт большое значение формированию моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Главная цель проекта: способствовать развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи:

Отобрать и проанализировать литературу, необходимую для осмысления темы проекта и сопоставление своего опыта с отраженным материалом в литературе по данной проблеме;

Подобрать методику для исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

Провести обследование формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

Составить перспективный план по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования;

Сформировать картотеку наглядных материалов для работы с детьми (картинки, план - схемы, пиктограммы, мнемотаблицы и др.)

Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи:

Формировать навыки построения связных высказываний;

Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний;

Развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

Активизировать и развивать ряд психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого высказывания.

Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.

 Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования

Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования. Выявить динамику и эффективность данной работы.

Объект исследования: дети с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: развитие связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.

В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е.Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. У дошкольников с первым уровнем речевого развития отсутствует общеупотребительная речь. В общении они используют вербальные средства: звуки, звукоподражания. На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке, о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Дети с третьим уровнем речевого развития уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи.

В данном проекте принимали участие 14 детей с общим недоразвитием речи.

В течение двух лет велась коррекционная работа, особое внимание уделялось формированию связной речи.

Работа по реализации данного проекта осуществлялась по следующим этапам:

I этап

Диагностический

 Задача: Организовать обследование формирования связной речи у детей на начало первого учебного года.

Содержание работы:

Работа с литературой по данной проблеме.

Сроки: в течение всего периода

Подбор методики для обследования связной речи.

Обследование речи детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности.

II этап

Основной

Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи с использованием метода наглядного моделирования.

Содержание работы

Составление перспективного плана.

Работа по реализации данного плана:

1 год обучения (старшая группа)

2 год обучения (подготовительная группа)

III этап

Итоговый

Задачи:

1.Организовать обследование формирования связной речи у детей на конец второго учебного года.

2.Сравнить результаты на начало первого учебного года и конец второго учебного года.

Содержание работы:

Обследование речи воспитанников.

Качественный и количественный анализ.

 Ответственный - Учитель-логопед. Место проведения - ДОУ

 На первом и третьем этапах, для обследования связной речи детей использовалась серия заданий, по методике Глухова В.П. Методика предполагает наблюдение за речью детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

пересказ знакомой сказки;

составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок;

сочинение рассказа на основе личного опыта;

составление рассказа-описания.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Использовалась также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения каждого задания: высокий — 4, средний — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дало возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной бальной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. Суммарная оценка в пределах 16 – 20 баллов характеризует высокий уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует среднему уровню, от 6 до 10 — недостаточному и от 1 до 5 — низкому. (Качественный и количественный анализ результатов представлен в разделе ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).

На втором этапе был составлен перспективный план по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием метода наглядного моделирования и организована системная работа по реализации данного плана.

Период

Задачи занятий (по периодам)

Старшая группа

Подготовительная группа

I

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов, вводится обучение детей составлению простого описания предмета.

1.Учить рассказывать стихотворение с опорой на пиктограмму;

2.Формировать навык составления простого распространенного предложения;

3.Учить составлять описательный рассказ с опорой на план-схему;

4.Учить пересказывать рассказ по мнемотаблице;

5.Развивать память, внимание.

Закрепление навыков, полученных на первом году обучения. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа.

1.Учить составлять загадки с называнием признаков, действий, частей предмета с опорой на символы;

2.Обучать составлять предложения по серии сюжетных картин;

3.Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы – описания на материале темы с опорой на мнемотаблицу;

4.Закреплять умение составлять сравнительно-описательные рассказы с опорой на символы;

5.Совершенствовать навык пересказа рассказа с опорой на план-схему;

6.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин с опорой на пиктограмму;

7.Развивать память, внимание.

II

Декабрь

Январь

Февраль

Совершенствуются навыки ведения диалога, составления рассказов – описаний предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, простых пересказов.

1.Закреплять навык запоминать и рассказывать стихотворения с опорой на схему;

2.Упражнять в составлении распространенных предложений по вопросам, путем введения определений;

3.Закреплять навык составления описательного рассказа по графическому плану;

4.Закреплять навык пересказывать рассказ с опорой на пиктограмму;

5.Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему;

6.Формировать навык завершать рассказ;

Предусматривается обучение составлению рассказа по теме, в том числе – с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.

1.Совершенствовать разговорно – диалогическую речь детей: самостоятельная постановка вопросов КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОЙ?;

2.Закреплять навык составления загадок с называнием признаков, действий, частей предмета с опорой на схему;

3.Закреплять навык пересказа рассказа с опорой на мнемотаблицу;

4.Учить составлять рассказ, пересказ рассказа с творческим заданием;

5.Закреплять навык составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму;

6.Развивать память, внимание, мышление.

Разработка и выпуск буклетов, памяток для педагогов и родителей

Сентябрь - май

Лекция для педагогов по теме «Наглядное моделирование как общая интеллектуальная способность, формирующаяся в дошкольном детстве»

Октябрь

Семинар для педагогов: «Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе»

Ноябрь

Семинар-практикум для педагогов «Использование наглядных моделей в детской проектной деятельности»

Декабрь

Проведение цикла консультаций для родителей детей групп

В течение года

Проведение итоговой диагностики

Апрель – май

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе реализации данного проекта:

1.У детей будут сформированы:

умение оперировать родовыми понятиями ("животные", "птицы" и др.)

навыки построения связного и целостного описательного рассказа;

навыки составления пересказа;

навыки самостоятельного рассказывания.

2.Созданы у детей предпосылки к развитию:

логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

коммуникативных навыков.

3.Будет сформирована картотека наглядных материалов.

К концу второго года обучения дети должны научиться составлять развёрнутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществлять выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладеют умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной наглядной схеме. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволит впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также по сочинению рассказа по замыслу.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности реализации проекта осуществлялась при помощи качественных и количественных методов сбора анализа данных. Технология оценки подробно описана в разделе МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Результаты, полученные в ходе реализации данного проекта следующие:

Качественный анализ результатов:

При обследовании детей в начале первого учебного года в их речи наблюдались: бедность языка, нарушался порядок слов в предложении, у детей возникали существенные затруднения при составлении отдельных предложений (по наглядной опоре). Встречались нарушения связности повествования: наблюдался пропуск слов при рассказывании, многие дети не могли самостоятельно составить рассказ, были нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы на границах фраз, не несущие смысловой нагрузки.

При обследовании детей в конце второго учебного года в их речи отмечались: единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний, не резко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Достаточно полно отражалось содержание картинок (пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушали смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Употреблялись разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдались грамматические нормы родного языка.

Количественный анализ результатов:

Период

обследования

Начало первого учебного года

Конец

 второго

учебного года

Результаты

Высокий уровень – 0 чел.

Высокий уровень – 9 чел.

Средний уровень – 2 чел.

Средний уровень – 5 чел.

Недостаточный уровень – 4 чел.

Недостаточный уровень – 0

чел.

Низкий уровень – 8 чел.

Низкий уровень – 0 чел.

                                        ДИАГРАММЫ
 

По данным диагностики (в диаграммах) видно, что системный подход, специальное планирование, использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи с учётом особенностей детей с общим недоразвитием речи, получены хорошие результаты.

 

              ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Несмотря на то, что большое внимание с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уделяется разработке и использованию эффективных методов и приемов развития связной монологической речи, но и в школьной практике данная проблема остаётся тоже актуальной, так как встречаются дети, которым необходима логопедическая помощь в данном направлении. Поэтому этот опыт работы могут использовать практикующие логопеды, как дошкольного образования, так и школьного обучения.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное расследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.

При формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи целесообразно применять метод моделирования , так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно – образное.

Использование метода наглядного моделирования в коррекции позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Использование наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

                               

                                       

                                                 Литература:

1.Агеева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 - 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.

3.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

4.Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги от прилагательного к рассказу-описанию.

5.Клюева Н.В. Учим детей общению.

6.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

7.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.

8.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

9.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР.

10.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР.

Наглядные пособия:

1.Беденко М.В. Смышлёный дошкольник. 4 слова — уже рассказ.

2.Волкова С.Е. Опорные схемы для составления описательных рассказов.

3.Закревская О.И. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

4.Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.

5.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе. Приложение к пособию.

6.Ильякова Н.Е. Серия сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.

7.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет

ОНР Альбомы №1-4.

8.Ткаченко Т.А Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет.

9.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.

10.Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-7 лет.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Использование наглядного моделирования при составлении описательного рассказа дошкольниками с общим недоразвитием речи.Учитель – логопед ГБОУ школы № 1078 модуль 5 г. Москвы Попова А.С. ...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование наглядного моделирования в развитии речи у  дошкольников с общим недоразвитием речи...

Статья : "Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи."

Статья освещает, что развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом и с участием родителей и воспитателей. Она подчеркивает, что овладение связными формам...