Ринолалия
материал по логопедии

Агафонова Ольга Александровна

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rinolalij.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ринолалия.

          Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

  1. Классификация ринолалии с учетом различных критериев, симптоматика различных форм ринолалии.

Критерии

Виды

Симптомы

речевые

неречевые

1.Характер повреждения речевого аппарата

Открытая ринолалия: 

1.Органическая открытая ринолалия.

Причины могут быть приобретенные или врожденные. Приобретенная образуется при перфорации твердого и мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба.

Причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, нарушается звукопроизношение многих согласных. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. Отмечается приглушенное и назализованное звучание голоса и нарушение произношения носовых звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Больше всего страдают гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных звуков отодвигается к корню языка, звуки искажаются, приобретают хрипловатый (гортанный) оттенок. Для речи ринолалика характерно большое количество замен звуков, причем звуки-заменители также являются искаженными. Наиболее часто нарушается произношение согласных звуков, требующих высокого ротового давления: взрывных [п], [б], [т], [д]; губно-зубных [в], [ф], всех свистящих и шипящих, соноров [л], [р]. Звук «м» заменяется на «б» («баба» вместо «мама»), «н» на «д» («дадя» вместо «Надя»).

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

2.Функциональная открытая ринолалия.

Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении. При функциональной открытой ринолалии дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Закрытая ринолалия:

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

1.Органическая закрытая ринолалия (при ней должны быть устранены причины непроходимости носовой полости).

2.Функциональная закрытая ринолалия.

Смешанная ринолалия

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями. Тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.

При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'.

Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь - на бь, нь - на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н - как нд.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание.

При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При смешанной ринолалии у ребенка заметно искажен тембр голоса, он говорит в нос, и все звуки, которые он произносит, нередко бывают нечеткими, смазанными – с измененными акустически-артикуляторными характеристиками.

Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерий пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости.

В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки.

В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Причинами дефекта становятся сразу несколько факторов, которые вызывают по отдельности закрытую или открытую ринолалию. Чаще всего это непроходимость носа и сниженная функция небно-глоточного смыкания из-за, к примеру, слишком короткого мягкого неба, аденоидов или расщепления неба или губы.

2.Направленность воздушной струи во время фонации.

Открытая ринолалия.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны. В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков; Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных. опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);нейтрализация зубных звуков по способу образования; замена взрывных звуков фрикативными; свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс); отсутствие вибранта «р» или замена звуком «ы» при сильном выдохе; наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук «с» заменяется звуком «ф» без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции. Речь малоразборчива. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов. Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.

Характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия.

Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость.

Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь. Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь - на бь, нь - на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно карежит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н - как нд.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок.

Связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. Закрытая ринолалия является следствием нарушения деятельности носового резонатора при анатомических дефектах в носоглоточной или носовой полости или при гиперфункции мягкого неба. Различают две ее формы: органическую и функциональную. При органической форме речевое нарушение обусловлено анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки. При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.

Смешанная ринолалия.

Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса).

Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном, носовом резонансе.

3.Время возникновения дефекта речевого аппарата

Открытая ринолалия.

1.Открытая органическая ринолалия может быть: врожденной и приобретенной.

- врожденная.

Является одним из симптомов дизартрии, при которой наряду с парезами ряда других речевых мышц имеет место и врожденный (или рано приобретенный) парез мягкого неба, препятствующий образованию плотного небно-глоточного затвора. 

Проход в носовую полость по тем или иным причинам открытый (ротовая и носовая полость представляет собой как бы единое целое), вследствие чего большинство звуков произносится с носовым оттенком. Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба. Носовой оттенок голоса обычно сочетается с расстройствами звукопроизношения.

Чаще всего это встречается при врожденной расщелине верхней губы, твёрдого и мягкого неба.

- приобретенная.

Звукопроизношение обычно бывает нормальным. Мягкое нёбо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель, оно не в состоянии выполнять функцию клапана и не способно перекрыть путь воздуха, в результате чего значительная его часть попадает в носовую полость.

Проявляется в результате травм ротовой и носовой полости. В основе лежат приобретенные параличи и парезы мягкого неба. Приобретенная ринолалия (ринофония), - следствие осложнений после удалении нёбных миндалин (тонзиллэктомии), операций на горле, гортани и носоглотке (опухоли, полипы и т.д.); остаточные явления после ожогов и травм горла, гортани и носоглотки. Результатами всего этого могут быть:

- рубцы мягкого нёба;

- парезы, параличи мягкого нёба;

- укорочение мягкого нёба;

-свищи и расщелины мягкого и твёрдого нёба.

2.Функциональная открытая ринолалия.

Дефект речи может быть обусловлен гипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки, слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе, подражанием нозальной речи. Иногда функциональная открытая ринолалия может иметь место после преодоленной органической открытой ринолалии, в таких случаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии може тиметь место при истерии, в данном случае ее особенность – приходящий характер. При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость, обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая.

Закрытая ринолалия.

1.Органическая закрытая ринолалия.

2.Функциональная закрытая ринолалия.

Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полост. Передняя закрытая ринолалия и ее причины: хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки. Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причины: разращения в носоглотке (большие аденоидные разращения, фибромы, носоглоточные полипы, опухоли носоглотки).

Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба.

Смешанная ринолалия.

Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения. Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени выраженности). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микрознаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Кроме того, частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. В ряде случаев ринолалия отрицательно влияет не только на формирование личности ребенка, но и на формирование высших уровней познавательной деятельности.

2. Реферативное сообщение на тему «Система коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка с ринолалией (методики А.Г. Ипполитовой, И.И. Ермаковой)».

«Система коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка с ринолалией».

     Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. Одной из важнейших составляющих успеха в преодолении данной речевой патологии является тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей.

     Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:

• активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта);

• формирование артикуляции звуков;

• устранение назального оттенка голоса;

• дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;

• нормализация просодической стороны речи;

• автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

      Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфии.

      Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии (Е.Ф. Pay, 1933; Ф.А. Pay, 1933; З.Г. Нелюбова, 1938; В.В. Куколь, 1941; А.Г. Ипполитова, 1955, 1963; З.А. Репина, 1970; И.И. Ермакова, 1984; Г.В. Чиркина, 1987; Т.В. Волосовец, 1995).

     Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнении, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

      Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые опорные звуки.

      Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А.Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы.

• Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

• Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

• Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

• Формирование мягких звуков.

     И.И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

      Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей.

      Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого нёба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений.

     Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.

      Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы: развитие движений мягкого нёба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия.

      Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена, большое внимание уделяется массажу мягкого нёба для сглаживания и большей эластичности послеооперационного рубца.

     Для массажа используется зонд для звука с, который осторожно двигается вперед-назад по твердому нёбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Также эффективен массаж при произнесении звука а – в это время производится легкий нажим на мягкое нёбо. Полезно производить точечный и толчкообразный массаж пальцем.

     Массаж должен продолжаться 1,5-2 минуты, т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по нёбу (2 раза в день в течение 6-12 месяцев за 2 часа до или после еды).

      Существенной в послеоперационный период является работа по активизации мягкого нёба. Для этого применяют следующие упражнения:

1.Гимнастика для нёба

      -Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Детям предлагается пить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду на язык из пипетки по нескольку капель воды.

     -Позевывание при открытом рте; имитация позевывания.

     -Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

     -Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавана может увеличиваться до 4-5 мм и в значительной степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения нёба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми (рука прикасается к мышцам шеи под подбородком и “чувствует” подъем нёба).

       Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нёба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляется через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем – покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нёба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

       Производится четкое энергичное утрированное произнесение гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

       Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Систематическое их проведение в течение длительного времени в дооперационный период подготавливает ребенка к операциям и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

     2.Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.

      При систематическом выполнении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.

      При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги и т.п.

       Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п.

      Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.

      Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых – нормализация речевой моторики. Повседневное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвижность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

3.Гимнастика для губ и щек.

     -Надувание обеих щек одновременно.

     -Надувание щек попеременно.

     -Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

     -Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботом, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты.

     -Оскал: губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.

     -“Хоботок” с последующим оскалом при сжатых челюстях.

     -Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ.

     -Оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).

     -Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях.

     -Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

     -При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

     -Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

     -Поднимание верхней губы – обнажаются верхние зубы.

     -Оттягивание вниз нижней губы – обнажаются нижние зубы.

     -Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).

     -Вибрация губ.

     -Движения губ хоботком влево-вправо.

     -Вращательные движения губ хоботком.

     -Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости, увеличивается внутриротовое давление).

     -Удерживание губами карандаша или резиновой трубочки.

4.Гимнастика для языка.

     -Высовывание языка лопатой, жалом.

     -Поочередное высовывание языка распластанного и заостренного.

     -Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.

     -Поднимание и опускание задней части языка – кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз.

     -Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых.

     -Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

     -Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрыванием и закрыванием рта.

     -Проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы “скоблят” спинку языка.

     -Круговое облизывание кончиком языка губ.

     -Поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте.

     -Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.

     -Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.

     -Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой.

     -Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.

     -Закусывание зубами боковых краев языка.

      -Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.

     -При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т).

     -Проделать движения одно за другим – язык жалом, чашечкой, вверх и т.д.

      Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков.

      5. Голосовые упражнения.

      Проводятся голосовые упражнения на гласных звуках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно (ежедневно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса (беззвучно). Это особенно полезно для детей, у которых выражены компенсаторные дополнительные движения лица (втягивание у крыльев носа). Эти дети должны ежедневно заниматься перед зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем переходить к громкому произнесению. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе.

      Следующий этап – отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляционной тренировки это развивает удерживание последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова.

      Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохраняться высокое положение мягкого нёба. Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех секунд.

     Например: а -; а - -; а - - - и т.д.

     Длительное слитное произнесение гласных звуков: а- -э- -а - -у- -и и т.д.

     Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук ф – глухой фрикативный звук, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы, получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно (ф – -, ф – -), в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

      К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упражнениями по надуванию щек, требующими хорошего нёбно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смычки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получиться только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука п. может применяться для тренировочных упражнений по устранению назальности.

      При постановке звука т внимание ребенка главным образом фиксируется на правильности ротового выдоха, во время осуществления которого кончик языка прижимается к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически включаются при наличии достаточно сильной воздушной ротовой струи.

      Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании. Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука т.

      Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.

      Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки (И.И. Ермакова, 1984).

      После операции (через 15-20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде – развитие эластичности и подвижности смыкания. В значительном ряде случаев возникает необходимость “растягивания” мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

      Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

      В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

      Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

      Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение; продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед рассказывает родителям об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

      В комплексном воздействии на ребенка с ринолалией необходимо чрезвычайно активное участие родителей. Для этого создают специальные руководства (Яковенко В.Н., 1962г.  Екатеринбургский центр «Бонум», 1990, Вансовская Л.И., 1994г.), задачи которых определены в следующих основных рекомендациях:

- требование правильного примера для подражания – медленное, отчетливое произношение взрослыми слов и простых предложений;

-  важность непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью;

-  посещение массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное, кинестическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением;

- развитие внимания и усидчивости в специально созданных игровых ситуациях, постепенный переход к играм-занятиям, создающим условия для будущего обучения:

- развитие речевого праксиса, воспитание дыхания, мелкой моторики в игровой форме;

- расширение лексики и развитие способности к общению и образованию понятий.

      В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с врожденными расщелинами. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкально-ритмические занятия с детьми, страдающими ринолалией и дизартрией

Методика обучения. Логоритмика (занятия и упражнения) в коррекции ринолалии и дизартрии....

Воспитание правильного звукопроизношения при ринолалии.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи....

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

Карта обследования (ринолалия)

Речевая карта обследования речи у ребенка с ринолалией....

Программа для детей с ОВЗ "Дети с ринолалией в ДОУ"

Презентация содержит основные аспекты программы "Дети с ринолалией в ДОУ". Программа разработана для детей  с ринолалией, находящихся в условиях логопедического пункта ДОУ.Основные направления пр...

Ринолалия

РИНОЛАЛИЯРинолалия – это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. При данном нарушении зачастую речь совершенно непонятна. Коррекция ринолалии-  очень т...

Методика устранения ринолалии.

Методика устранения ринолалии.Большой вклад в разработку и совершенствование методики устранения ринолалии внесли ученые - логопеды Е.Ф. Рау, А. Г. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, Н.И. Сереброва, Е.С. Алм...