Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Бойко Наталья Николаевна

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребенок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные - твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у ребенка разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он преобретет графические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь].

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развивать и ребенка языковое чутье и чувство ритмы.
  2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С]-[З], [Сь]-[Зь].
  3. Учить звуковому и слоговому синтезу слов.
  4. Учить выделять из предложения слова с определенным звуком.
  5. Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать рифму к предложенным словам:

мак (рак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина),

бочки (кочки, замочки) и т.д.

Задание № 2. Дифференциация звуков [С]-[З].

Назвать первый звук в именах:

Саня, Соня, Софья; Захар, Зоя.

Сравнить артикуляцию звуков [С] и [З] (найти общее и различие, обратить внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [З], символы и обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]»:

с, з, с, з…; са, за, зо, со…; санки, золото, зубы, коса, коза, нос…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-за, со-…; зо-…, зу-…

Повторить за взрослым ряд слогов:

са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за.

Дидактическое упражнение «Составь слово (составить слово из слогов):

са, мо, лет;  зо,ло,то;  ско,во,ро,да;  зо,о,парк…

Задание №3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков».

с,у,п;  с,о,к;  з,у,б,ы;  к,о,з,ы;   р,о,з,ы;   с,у,м,к,а;

Закончи слово нужным слогом:

СЫ,ЗЫ: ва…,   но…,   ко…,   та…,   бы…,  гро…,   бере…,   ча…

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [З]); (в каком слове встречаются оба звука)

Санки, забор, сова, сок;    коза, роза, ваза, нос;   самолет, сумка, стрекоза, суп.  

Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения.

Соя – Зоя, сайка –…, сахар - …, суп - …; коса - …, лиса - …, косы…

Загадки и чистоговорки на звуки [С] и [З]:

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает (Собака)

***

Под крышей – четыре ножки,

На крыше – суп да ложки.(Стол)

***

По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком (Зайка)

***

Что видно только ночью? (Зонт)

***

Са-са-са – летит оса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Сы-сы-сы – нет осы.

Аска-аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска-оска – у Сони соска.

Уска-уска-уска – у Сони блузка.

***

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Задание №4. Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и звуком [З].

Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.

Задание №5. Дифференциация звуков [Сь]-[Зь].

Назвать первый звук словах: зима, Сима.

Сравнить артикуляцию звуков [Сь] , [Зь] (найти общее и различие, обратить внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [Сь] и [Зь], символы и обозначение этих звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Сь]»:

сь, зь, сь…, зь, сь…, ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ся-зя, си-…, зи-си, зю-…

Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов)

По, ро, се, нок;   се, ле, доч, ни, ца,    ар, бу, зи, ки.

Найди лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Сь] , [Зь])

Резина, зяблик, земля, Семен;  Сева, синий, озеро, семена.

Вспомнить чистоговорки на звуки [Сь] , [Зь].

Ся-ся-ся-мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – гуся принеси.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Задание №6. Подобрать как можно больше слов со звуками [Сь]  и  [Зь].

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [Сь]  и  [Зь].

Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в магазин.

Сима и Зина увидели на лугу гусей.

Задание №7. Дифференциация звуков [С]  -  [З] и  [Сь]  -  [Зь].

Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать твердые (глухие) согласные звуки ([С], [Сь], [З], [Зь]). 

Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С], [З], [Сь], [Зь]), определить место звука в каждом слове, разделить слова на слоги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки на две стопки:

 - с мягкими согласными звуками [Сь], [Зь],

 - с твердыми согласными [С], [З],

 - со звонкими звуками [З], [Зь],

 - с глухими согласными [С], [Сь].

Составить с каждым словом предложение.

Выучить скороговорки:

Идет козел с козой,

А коза идет с косой.

Змея змеилась,

Змея смеялась,

Смеялась, змеилась,

Змеясь, смеялась.

Задание №8. Вспомнить буквы, которыми обозначаются на письме звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Звуко-слоговой анализ слов: составление и преобразование их с помощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.

Сима – зима, косы – козы, Лиза – лиса.

Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счёту он стоит в предложении? Списывание:

Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Сима. У Лизы лиса козы. У Симы коза и лиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель:  Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С]  и [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]

-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...