Игры для предупреждения дисграфии у старших дошкольников.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Синько Наталья Владимировна

     Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

     Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного узнавания, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

     В основе такого нарушения лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.        Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки.

     Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников  являются различные дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_na_sayt.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

     Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного узнавания, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

     В основе такого нарушения лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.        Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки.

     Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников  являются различные дидактические игры и упражнения.

Картотека игр.

Игра «Солнышко и травка».

Цель: формирование умения проводить  линии от заданной точки в противоположных направлениях: снизу вверх и сверху вниз.

Инструкция: Нарисуй личики солнышка, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, иначе лучик не дотянется до травы (безотрывные, плавные, медленные движения сверху вниз). А теперь, когда лучики добрались до травы, поможем ей распрямиться (движения снизу вверх, имитирующие выпрямление травы).

Игра.

Цель: развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: Обведи карандашом бабочку и жука. Раскрась … цветом бабочку, … цветом жука (цвет выбирается педагогом или ребенком).

Данное упражнение можно использовать для расширения запаса представлений об окружающем, для формирования обобщающих понятий.

- как одним словом назвать бабочку и жука?

- каких еще насекомых ты знаешь?

Игра «Помоги бабушке».

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: Помоги бабушке связать шапку, свитер, носки: выполни штриховку различными способами.

Игра «Помоги котенку».

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: Помоги котенку размотать и смотать клубки: начиная от точек, обведи клубочки по пунктирным линиям в направлениях, указанных стрелками.

Игра «Нарисуй карту».

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: На доске расположены изображения нескольких объектов (дом, дерево, лес, дорога). Нарисовать карту, пользуясь которой можно совершить прогулку от дома к лесу и обратно. Дорожки должны быть прямыми.

Игра «Помоги гномику».

Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.

Инструкция: Используя данные параметры нарисовать новогодние маски.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.

Инструкция: На столе располагают определенным образом геометрические фигуры. По сигналу педагога ребенок закрывает глаза, взрослый меняет расположение фигур. Ребенок должен объяснить, что изменилось.

Игра «Что за фигура?»

Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.

Инструкция: Перед детьми размещают различные геометрические фигуры. Педагог загадывает одну из них, сообщая только ее местоположение. Дети должны найти и назвать загаданную геометрическую фигуру в соответствии с ее местоположением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение детей письму в школе во многом зависит от того, какую подготовку пройдет ребенок в детском саду. У детей с нарушениями речи трудности в овладении письмом отмечаются значительно чаще, чем у де...

Работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Таким детям нужна своевременная и квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предуп...

Консультация для воспитателей и родителей "Предупреждение дисграфии у старших дошкольников"

          Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как прави...

Публикация на тему: "Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников с недоразвитием речи."

Жизненный успех, уровень самооценки ребенка-школьника в основном зависит от его успехов в младшей школе. Одним из распространенных нарушений речи  у детей младшего школьного возраста является нар...

«Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у старших дошкольников со стертой дизартрией как условие результативности деятельности учителя-логопеда»

Актуальностьисоциальнаязначимостьданнойтемыподтверждаетсязначительнымростомколичестваучащихся-дисграфиков....

Игры по предупреждению дисграфии у дошкольников

Согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие пять видов дисграфии:1. Дисграфия на почве нарушения фонемно...