Консультация "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Салахова Светлана Алексеевна

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков.

Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.

Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.

Одним из таких способов является метод мнемотехники.

Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .

  • создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
  • интеграция образовательных областей;
  • использование игровых и проектных методов;
  • внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»

Консультация для учителей – логопедов в рамках деятельности районных методических объединений: «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»

Учитель – логопед

I квалификационной категории

Салахова

Светлана  Алексеевна

2014 год

Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков. 

Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.

Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.

Одним из таких способов является метод мнемотехники.

Слайд 2

Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по постановке и  автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.

Слайд 3

При формировании правильного произношения с применение мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.

 В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребенок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти. 

Слайд 4

Этапы логопедической работы

Слайд 5

Использование мнемосхем позволяет ребенку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики. Веселая гимнастика,  выполняемая  при помощи наглядной модели, улучшает качество запоминания  и воспроизведения движений органов артикуляции.

Слайд 6

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Слайд 7

Предпочтительно одноцветные картинки-символы, предложенные Марьей Федоровной Фомичевой, вызывают у детей запоминающийся зрительный образ, который концентрирует и уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

Слайд 8

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

Слайд 9

При необходимости (например, при работе с дизартриками) используется и жестовый символ, который подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и расширяя звуковую рецепцию.

Слайд 10

Для постановки основных звуков к  каждому  занятию разработаны мнемотаблицы. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

Слайд 11,12,13 Представление мнемотаблиц

По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Слайд 14 

Закрепление звука в слогах

(уточняется  положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью символа (артикулемы)

С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы.

«Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И, Э, Ы – их запомним мы».

Слайд 15

Параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука идет работа над гласными звуками. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре «гласный-согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [с], [с'], [р], [р']), допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.

Слайд 16

Введение нового звука в активное пользование в слогах и словах очень эфффективно осуществлять, используя  логопедические  чистоговорки.

Слайд 17

Работа по автоматизации звука на третьем этапе  строится таким образом:

  1. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование информации , т. е. преобразование из символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется проговаривание текста  с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания

Слайд 22

Ежик и жук

Жук жужжит,
Над ежом кружит,
А ежик лежит,
На жука глядит.
Ты, жук, жужжи,
Ты, жук, кружи,
А я полежу,
На тебя погляжу!

Слайд 23

Для автоматизации звуков в текстах, насыщенных данными звуками, мной используются Логопедические тетради авторов И. В. Баскакина, М. И. Лынская.

   Цыпленок Цып

У Цоколочки были курица и цыпленок. Цыпленок рос очень самостоятельным, послушай об этом историю и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи.

Курица снесла яйцо.

Из яйца вылупился цыпленок Цып.

Цып любит гулять под акациями.

Под акациями цветут цветы.

На цветах — аппетитные гусеницы.

Гусеницы нравятся Цыпу.

Слайд 24

Таким образом, приемы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность

Слайд 25

Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .

  • создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
  • интеграция образовательных областей;
  • использование игровых и проектных методов;
  • внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.

Литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.
  2. Олейник Н.А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г.
  3. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: Издательство «Книголюб».
  4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, Москва, 1997 г.
  6. «Учебник мнемотехники»  Козаренко В.А., Тренировка памяти.
  7. Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009

ССЫЛКИ на полезные сайты:

http://www.7ya.ru/article/Mnemotehnika/

http://logoped18.ru/logopedist/mnemotablitsy-avtomatizatsiya-r-l.php

http://logopsi.ucoz.com/

http://logopedia.by/

http://www.logoped.ru/

 http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html#mtable (Болтунишка)

http://logomag.ru(Логопед-волшебник)

http://logoburg.com/(Логобург)

http://mersibo.ru/( развивающие логопедические игры для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....

Презентация к Консультации "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"

Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи.Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – ...

Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"

quot;Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста....