Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
статья по логопедии (младшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov.statya_rints_may_2017.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Хураськина Елена Леонидовна

        В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика.

Логоритмика- комплексная методика, которая включает в себя средства музыкально- ритмического, логопедического и физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Задержка речевого развития - отклонения речевого развития детей раннего возраста от нормального онтогенеза.

Двигательные способности- это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей ребенка.

        Ранний возраст - это уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Это особый мир со своими особенностями развития познавательных психических процессов, со своим языком, способами действия, и оттого, на сколько грамотно будет организован процесс вхождения ребенка в коммуникационную среду, будет зависеть дальнейшее речевое развитие ребенка.

        В настоящее время пристальное внимание уделяется всем без исключения детям, имеющим в анамнезе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в речевом развитии. Громова О.Е. отмечает, что дети раннего возраста с ограниченным словарным запасом заметно выделяются среди своих сверстников, но представляя собой многочисленную и неоднородную по качеству группу, они еще долгое время могут оставаться без пристального внимания логопеда и дефектолога. Главная особенность этих детей - так называемая "задержка речевого развития", которая проявляется в дефицитарности экспрессивного словаря. Разрозненные опубликованные данные не позволяют сделать однозначный вывод о перспективах их речевого развития [ 2 ].  

        Одной из коррекционных методик обучения и воспитания детей с различными аномалиями речевого развития является логопедическая ритмика. Она, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь детей. По мнению Г.Р. Шашкиной, основная цель логоритмики -  преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, психомоторных качеств (переключаемость движений, мышечный тонус,  статическая и динамическая координация, двигательная память, произвольность внимания), во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной, мимической) [5].  Благодаря высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса.  На занятиях развитие психомоторики осуществляется на непроизвольном, неосознанном уровне, а достигнутые успехи двигательной сферы помогают организовать речь детей раннего и дошкольного возраста.  В логоритмические занятия включаются следующие элементы:

- пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движениями рук;

- музыкально- ритмические игры с шумовыми инструментами;

- элементы логопедической (артикуляционной гимнастики);

- фонопедические упражнения;

- упражнения на развитие чувства ритма;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- дыхательные упражнения;

- пение;

- игровая деятельность (подвижные игры, хороводные игры, элементы игр- драматизаций);

- пластические этюды;

- коррегирующая гимнастика;

- танцевальные упражнения;

- упражнения на развитие внимания и пр. [3,4].

Важно отметить, что логоритмические занятия строятся в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Более подробно остановимся на специфических:

Основной принцип - тесная связь движения и музыки;

- обязательное включение  речевого материала (тексты песен, стихи, фольклор, пр.);

 - принцип концентрического наращивания материала по разделам лексических тем;

- принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);

- принцип всестороннего воздействия;

- принцип педагогического оптимизма.

Исследователями доказано, что логопедическая ритмика полезна всем детям, особенно детям  с задержкой речевого развития, с заиканием, с нарушениями звукопроизношения и др.

        В связи с внедрением ФГОС ДО, результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребенка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации, а логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: ВЛОДОС, 2008. - 204с.

2. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. - М:СФЕРА, 2008.- 111с.

3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.-144с.

4. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. -121с.

5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.  М: Академия, 2005.- 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР

Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на  с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...

Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....