Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Мамонтова Оксана Викторовна

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_na_sayt.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

        Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.

Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте имели бы:

- развитый фонематический (речевой) слух;

- хорошую устную речь;

- правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений;

- деление слов на слоги;

- правильно держать ручку;

- различать строчки в тетради.

        Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессом чтения и письма.

        Практика показывает, что наиболее часть встречающиеся на начальных этапах обучения трудности – трудности обучения письму. Они могут быть вызваны с самыми различными причинами:

  1. Дефицит или задержка в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха).
  2. Задержка речевого развития.
  3. Отклонения в состоянии здоровья.

          Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буками.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в потоке отдельные слова, звуки в слове.

        

        Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он обязан усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих детей.

Естественно, что дети с фонематическим недоразвитием, испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Обычно дети с недоразвитием звуковой стороны речи вовсе не слышат гласного в положении после согласного. Эти затруднения находят отражение и в письме.

Обучение грамоте ведется аналитико-синтетическим методом, который включает два процесса:

  1. Звуковой анализ (разложение слова на слоги и звуки);
  2. Синтез звуковых элементов (соединение их в слоги и слова).

Это направлено на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, приобретенные детьми в первый и второй период обучения, а также способствовать развитию речи.

Первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Дети обучаются воспринимать звуки на слух, произносить их, наблюдать артикуляцию, опознавать звуки как фонемы, учатся различать гласные и согласные звуки по их характерным признакам, выполнять звуко-слоговой анализ слова с опорой на схемы, определять последовательность звуков в слове, делить слова на слоги, членить предложение на слова.

При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий педагоги смогут хорошо подготовить детей к школе.

Основные методические приемы в работе над устной речью, развитием фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, чтением и печатанием:

I период обучения

  1. Уточняется артикуляция гласный звуков, их отличия от согласных звуком.
  2. Выделение заданного звука из ряда гласных (у-о-а-и-ы-е).
  3. Подбор картинок на заданный звук в начале слов.

II период обучения

  1. Составление схем односложных, двусложных и трехсложных слов.
  2. Подбор картинок к схемам слов.
  3. Делить слов на слоги.
  4. Знакомство со звуками, символами их обозначения. Дается понятие гласные – твердые и гласные – мягкие.
  5. Закрепление обобщающих понятий: (одежда, мебель, птицы, животные домашние и дикие, времена года…).
  6. Составление предложений из 2-3 слов.
  7. Составление рассказов из 3 – 4 предложений.

III период обучения

  1. Знакомство со звуками и буквами. Дается понятие согласный – твердый, звонкий, глухой; согласный – мягкий, звонкий, глухой.
  2. Подбор слов к схемам, состоящим из 3, 4, 5 слогов.
  3. Подбор слов к звуковым схемам.
  4. Определение звука в слове, звуко-буквенный анализ слов, составление слов из слогов.
  5. Употребление предлогов в речи.
  6. Составление предложений по схемам.
  7. Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем.
  8. Находить правильный образ букв.
  9. Ориентир на листе бумаги (изображение фигур).
  10. Печатание букв, слогов, слов, предложений.
  11.  Чтение слогов, слов предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах

В старшей группе на занятиях по обучению грамоте дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной структур...

Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»

Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Баловнева Таслима Рафаиловна...

Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."

Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...