НОД по лексической теме "Зимующие птицы"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Потемкина Наталья Александровна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_zimuyushchie_ptitsy.docx635.23 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в средней группе

 на тему: «Зимующие птицы»

Цели:

  • Формирование представлений и зимующих птицах, их образе жизни, повадках.
  • Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать).
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговой структуры слова.
  • Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, темпа и ритма речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.
  • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображениями зимующих птиц.
  • Картина «У кормушки»

Ход занятия.

  1. Организационный момент. [Развитие памяти, уточнение и расширение словаря по теме].

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Посмотрите, кто прилетел сегодня к нашей кормушке (синичка), а как вы думаете почему? Дети: потому что она голодная и хочет кушать. Давайте ее рассмотрим, что у нее есть? Дети отвечают: голова, крыло, хвост, туловище. Правильно! Предлагаю вам немного поиграть. Сядет тот, кто вспомнит название зимующей птицы. Дети называют птиц и садятся на места.

  1. Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите… (Птицы)

Правильно, птицы.

  • В загадке сказано, что птиц надо подкармливать зимой. Как вы думаете, почему? (зимой птицам трудно найти корм, поэтому нужно
  • Где можно устраивать кормушки для птиц зимой? (в лесу, в парке, на балконе квартиры)
  • Каких птиц можно увидеть у кормушки, устроенной на балконе, и почему?(синиц, снегирей, воробьев, голубей. Им легче найти корм ближе к человеку)
  • Какую пользу приносят дикие птицы? (они уничтожают огромное количество вредных насекомых)
  • Почему эти птицы называются зимующие? (потому что эти птицы не улетают и зимуют у нас)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

 (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика.

(Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. 

(Ворона)

Не дровосек,не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

  1. Игра «Птички». Воспитатель называет птиц. Если птица перелетная, то дети машут руками. Если зимующая – садятся на корточки.
  2. Игра «У кормушки». [Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме единственного числа родительного падежа).]

Воспитатель помещает на доску изображения зимующих птиц и предлагает детям поиграть. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите и запомните птичек. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы мне скажете, кого не стало. Закройте глаза. Воспитатель убирает изображение синички. Кого не стало? Рядом с кем сидела птичка? Закройте глаза. (убирает изображение другой птицы). Откройте глаза. Кого теперь не стало? Где был воробышек? Есть у нас на картине воробышек, что он делает?

  1. Пальчиковая гимнастика «Клест». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.] Воспитатель предлагает детям встать лицом в круг.

Шишка, ты вкусна, толста

Сцепить указательные пальцы

И прекрасна для клестА

Перецепить пальцы

А снегирь, стряхнув снежинки,

«смахнуть снег» с тыльной стороны кисти

Поклюет зимой рябинки

Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь «гроздья рябины»

  1. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).] Воспитатель убирает все материалы, которые использовались для предыдущих упражнений. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Слушайте внимательно: снегирь, петух, синица, ворона. Кто лишний, почему? Курица, утка, дятел, гусь. Вы отлично справились с заданием! Похлопаем себе и нашим гостям. Если задание вызывает затруднение, то воспитатель должен помочь наводящими вопросами. 
  2. Игра «Сложи птичку» воспитатель раздает разрезную картинку с изображением птицы. Задача детей – сложить картинку.
  3. Окончание занятия. Воспитатель детям предлагает рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....