Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития
статья по логопедии на тему

Федорова Елена Сергеевна

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. Как показывает практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"

Использование проектной деятельности у детей раннего возраста с целью преодоления задержки речевого развития

Учитель логопед Федорова Е. С.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

Метод проектов в работе с дошкольниками становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, он позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

К сожалению современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 летнего возраста и коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

В связи с этим мы стараемся определить проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Цель и задачи проектов развития речи имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целью нашего проекта является создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами нашего проекта являются: создание модели коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, подбор дидактических и методических материалов с учётом возрастных особенностей детей, развитие всех сторон речи детей: звукопроизношения, обогащения словаря, развития связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, речевых игр и упражнений. Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей.

В течение года я реализовала проект на тему «Учимся говорить красиво».

Для успешного осуществления проекта вся наша работа была разделена на несколько этапов:

На подготовительном этапе работы были определены цели и задачи проекта, составлен план по его реализации. На этом этапе проекта готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками, развиваем длительность речевого выдоха, развиваем подражание речевым звукам, мелкую моторику. Воспитываем у детей интерес к артикуляционной  и пальчиковой гимнастике, учим выражать свои чувства и эмоции, воспитываем слуховое внимание и усидчивость. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Хорошо известная логопедам «Сказка о веселом язычке» в различных вариациях, обязательно с использованием красочных картинок, вызывает у детей большой интерес к упражнениям. Мотивирует их к новым сказочным историям о  Язычке.

На основном этапе работы использовали следующие формы:

С детьми. В начале учебного года  обследование подвижности органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения детей, диагностика речевого развития детей, диагностика развития мелкой моторики. В  соответствии с изучаемыми лексическими темами развивать мелкую моторику рук, формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания и т.д. обязательное использование пальчиковой гимнастики.

С учителем-логопедом. Разработать и внедрить проект - «Учимся говорить красиво»,  перспективный план работы с детьми, подготовить диагностику на начало и конец учебного года. Один  раз в неделю учителем- логопедом и каждый день воспитателем проводить в режимных моментах игры для формирования правильного звукопроизношения, артикуляционные упражнения, игры-звукоподражания. Оформить картотеки артикуляционных упражнений.

С родителями. Беседы с родителями о проекте, изучение  родителями методической литературы по развитию артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Приобщение родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Консультации  «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

3. Итоговый этап. Это этап анализа проведенной работы. Была представлена презентация проекта для педагогов и родителей;

Как показала практика, внедрение и реализация метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же, технологии проектной деятельности позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Литература.

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  2.  Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с. 
  3. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  4.  Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Жильгильдина А.А., Левшина Н.И. Использование проектной деятельности  для развития речи дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 418-419;
  6.  Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7.  Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми...

Проектная деятельность у детей раннего возраста на тему: «Сказка нас учит говорить»

Проект «Сказка нас учит говорить» с детьми раннего возраста с использованием театрализованной деятельности элементов детского фольклора на базе МБДОУ Детского сада №8 «Зоряночка&raqu...

Проектная деятельность для детей раннего возраста

Здесь вы можете ознакомится с материалом...

Проектная деятельность у детей раннего возраста на тему:"Сказка нас учит говорить" "

Проект "Сказка нас учит говорить" содержит:пояснительную записку, цели и задачи проекта;предполагаемый результат;этапы работать над проектом;перспективный план, список литературы. ...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...