конспект занятия по обучению грамоте: звук [ф]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мошнинова Светлана Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте: звук  [ф]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_zvuk_f.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Познакомить детей со звуком Ф. Учить выделять звук в ряду других звуков, в составе слова. Учить выполнять анализ слога ФУ, звукового ряда АФЫ. 
2. Закрепить знания по теме «Дикие животные». Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным.
3. Развивать слуховое восприятие.
4. Воспитывать желание заниматься.
Материал: звуковые кубики, звук Ф, предметные картинки на звук Ф, игрушки животных, фанты.
Ход:
1. – Назови в слове первый звук:
БАНКА, ПОЛКА, ПИОН, БИНОКЛЬ, ЭХО, УЛЕЙ, ПАНАМА, БАНТ, ПЕТУХ, БИНТ, ОБЛАКО
2. Работа над звуком Ф: 
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Какой звук повторяется в словах:
ФАТА, ФОНТАН, ФАЗАН (Звук Ф).
- Произнесите звук Ф. Звук Ф – гласный, или согласный? (Звук Ф – согласный, потому что он не поется).
- Что мешает его петь? (Верхние зубы и нижняя губа).
- Проверим по горлышку, звук Ф – звонкий, или глухой? (Звук Ф – глухой, потому что в горлышке не звенит колокольчик, когда мы его произносим).
- Сегодня звук Ф в синей рубашке, потому что он твердый.
- Расскажите все о звуке Ф (Звук Ф – согласный, глухой, твердый).
- В гости со звуком Ф пришел фокусник медведь. Он вас научит делать фокусы. Возьмите в руки синие флажки. Услышав в слове звук Ф, поднимите флажок вверх:
ФАНТИК, ПАРТА, БУСЫ, КОФТА, ФЛАЖОК, ВАЗА, ФЛАЖОК, ПЕНАЛ, БИЛЕТ, ФЛОТ. МАК
- Фокусник приготовил для вас еще одну игру.
«Повтори цепочку слогов и получи фант»:
ФА-ФО-ФА 
ФУ-ФЫ-ФУ 
ФЭ-ФА-АФ
ОФ-ОФ-УФ 
- Кто изображен на ваших фантах? (Волк).
- Какое животное волк? (Волк – дикое животное).
- Волк, какой? (Волк серый, большой, хищный, голодный).
- Где спит волк? (Волк спит в логове).
- Как называются детеныши волчицы и волка? (волчата).
- Волк приготовил для вас свое задание. Нужно выложить из кубиков слог ФУ.
- Какой первый звук в слоге ФУ? (В слоге ФУ первый звук Ф. Звук Ф – согласный, глухой, твердый).
- Какой второй звук в слоге ФУ? (В слоге ФУ второй звук У. Звук У – гласный).
- Соедините звуки и прочитайте слог. Где стоит звук Ф в слоге ФУ? (В слоге ФУ звук Ф стоит в начале слога).
- Вы правильно выложили слог ФУ и рассказали о звуках. Получите фанты от волка. Кто нарисован на фантах? (Лиса).
- Расскажите о лисе (Лиса – дикое животное. Лиса спит в норе. У лисы детеныши лисята).
- Лиса, какая? (Лиса рыжая, большая, пушистая, хищная, хитрая).
- Лиса приготовила для вас свое задание: выложить из кубиков звуковой ряд АФЫ.
- Произнесите ряд (АФЫ).
- Какой первый звук вы поставили на дорожке? (Первый звук А. Звук А – гласный).
- Назовите второй звук в ряде АФЫ (Второй звук Ф. Звук Ф – согласный, глухой, твердый).
- Какой третий звук в ряде? (Третий звук Ы. Звук Ы – гласный).
- Сколько звуков в ряде АФЫ? (В ряде АФЫ три звука).
- Назовите согласный звук в ряде (Звук Ф).
- Где стоит звук Ф в ряде АФЫ? (Звук Ф стоит в середине ряда).
- Лиса хочет напомнить, как правильно читать этот звуковой ряд. Поставьте правый указательный палец на кубик со звуком А. Произнесите звук. Переведите палец на кубик со звуком Ф и приготовьте губы для произношения звука Ы. Соедините слог (ФЫ). Прочитайте весь ряд (А-А – ФЫ – Ы).
- Где стоит звук Ф в ряде АФЫ? (В ряде АФЫ звук Ф стоит в середине ряда).
- Получите фанты от лисы. Кто изображен на этих фантах? (Заяц).
- Заяц, какой? (Серый, маленький, пушистый, травоядный, трусливый, быстрый).
- Где спит заяц? (В лесу, под кустом).
- Как называются детеныши зайчихи? (Зайчата). 
- Заяц принес вам фотоаппараты, чтобы вы сфотографировали его любимые картинки.
Пальчиковая гимнастика «Фотографы».
- Возьмите фотоаппараты (дети подносят к глазам собранные пальцы правой и левой рук), сфотографируем первую картинку, вторую, третью, четвертую – дотрагиваться кончиком большого пальца до указательного (фонтан, кофта, телефон, фокусник).
- Проявим пленку (дети сжимают руки в кулаки, разводят кулаки в стороны), - Напечатаем снимки (дети хлопают в ладоши четыре раза).
- Посмотрим, какие снимки у нас получились (один ребенок называет картинки в правильной последовательности)
ФОНТАН, КОФТА, ТЕЛЕФОН, ФОКУСНИК
ТУФЛИ, ФЛАЖОК, ФУТБОЛИСТЫ, ФАСОЛЬ
ФУТБОЛКА, ФОНАРЬ, ФЛАКОНЫ, ФРУКТЫ
- Что такое фасоль? (Фасоль – это овощ).
- Что такое флакон? (Флакон – это стеклянная баночка для духов).
- За правильное выполнение задания получите фанты от зайца.
- Кто изображен на следующем фанте? (Еж).
- Расскажите, что вы знаете о еже (Еж – дикое животное, спит еж в норке. Детеныши ежихи – ежата. Еж – хищное животное. Питается еж мышами, червячками, жуками).
- Еж, какой? (Еж серый, маленький, колючий, хищный).
- Еж хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Показал нам фокус Мишка – переваливаться с одной ноги на другую
Заяц фотоаппарат принес – прыжки на месте
Фартуки купил волчишка – руки на поясе, наклоны в стороны
Ежик фруктов воз привез – присесть, обняв колени
4. Медведь – фокусник любит плавать на корабле. Он хочет, чтобы вы выучили стихотворение Маршака на звук Ф:
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле
5. Раскрасьте Российский флаг на корабле (Дети раскрашивают флаги в рабочих тетрадях).
6. Итог занятия.
Рассказать все о звуке Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.

Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...