Программа дополнительной услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт дошкольного учреждения..
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, не посещающих логопедический пункт ДО, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_dop._uslug.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительной услуги
по коррекции звукопроизношения у детей,
не посещающих логопункт дошкольного учреждения..
1. Целевой раздел Программы.
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, не посещающих логопедический пункт ДО, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Задачи:
- Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка неправильно произносимых звуков.
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
- Развитие фонематического слуха и просодических компонентов речи.
- Дифференциация звуков на слух и в собственной речи.
- Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук.
1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть навыками диалогической и монологической речи;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать) ;
- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
2. Содержательный раздел Программы.
2.1. Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
2.2. Цель, задачи и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Формы организации обучения – индивидуальная и минигруппы.
Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.) ;
Задачи индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- проведение фонационных (голосовых) и дыхательных упражнений;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Содержание индивидуальных занятий:
-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица) ;
-нормализация артикуляционной моторики;
-нормализация голоса (при дизартриях) ;
-нормализация речевого дыхания;
-нормализация просодики;
-развитие мелкой моторики;
-уточнение произношения и постановка звуков;
-автоматизация уточненных или поставленных звуков.
Задачи и содержание минигрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
•дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами
2.3.Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи
I. Подготовительный этап .
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: по подражанию, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящий Ш
соноры Л, Л'
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности:
1) изолированное произношение;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
Количество занятий на каждом этапе зависит от индивидуальных особенностей ребёнка
Примерное перспективное планирование
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по звукопроизношению.
№ п/п | сроки | Содержание | Развитие артикуляции, речевого дыхания | Развитие мелкой моторики |
I | Исправление сигматизмов свистящих звуков ( межзубные, боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы) | |||
1. | Сентябрь-Октябрь | Постановка звука «С» | Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). Комплекс упражнений для свистящих «Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -«Холодный ветер» | Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж пальчиков.
|
2. | Октябрь-Ноябрь | Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Автоматизация зв. «Сь». | Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Дыхательное упр-е «Осень». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов. | Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка». |
3. | Ноябрь-Декабрь | Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упр-е «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик». | П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины». |
II | Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые ,призубные, межзубные, парасигматизмы) | |||
4. | Декабрь- Январь | Постановка звука «Ш». Автоматизация звука «Ш». Дифференциа- ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь». | Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ( вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: | П.г «Ёлочка», «Зима». |
5. | Январь-Февраль | Постановка и автоматизация звука «Ж». | Учить включать голос при произнесении звука «Ш». Комплекс упражнений для шипящих: Дыхат. упр-е «Вьюга». | П.г.: «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка».. |
III | Исправление ламбдацизмов (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы). | |||
Январь | Постановка звука «Л». | Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) Дыхат. упр.: «Ветерок | Повторение. | |
6. | Февраль | Автоматизация звука «Л». Постановка и автоматизация звука «Ль». Звуки «Л-Ль». Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш». Подготови- тельные упражнения к постановке звука «Р». | Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». | Повторение. |
IV | Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы). | |||
7. | Февраль-Март | Постановка звука «Р». | Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): | П.Г. «Весна», «Мамин день». |
8. | Март-Апрель | Автоматизация звука «Р». Постановка и автоматизация звука «рь». Постановка и автоматизация звука «Ч». Постановка и автоматизация звука «Щ». Дифференци-ация звуков «Р-РЬ, Р-Л, ть-ч». | Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Весенние цветы». |
9. | Май | Закрепление правильного произношения всех звуков в свободной речи | Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | П.г. «Насекомые», «Птицы». |
3. Организационный раздел Программы.
3.1. Объем образовательной нагрузки
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю - 2, количество детей в минигруппе – 2
продолжительность 1 занятия – 30 минут, индивидуальные занятия-25 минут.
Для логопедической работы во время минигрупповых занятий 2 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в минигруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав минигрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
3.2.Структура индивидуального логопедического занятия.
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
упражнения по тренировке губ;
упражнение по тренировке нижней челюсти;
упражнения для тренировки языка.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по развитию мимической выразительности.
5. Упражнения по формированию речевого голоса.
6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Структура логопедического занятия по постановке звука.
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные движения;
- упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
3. Постановка звука.
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Закрепление изолированного звука .
7. Развитие фонематического слуха:
- опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
- опознание из слогов;
- опознание из слов.
8.Итог занятия, домашнее задание..
1.
2..34словах,предложениях, тексте.
5. Итог занятия, домашнее задание.
.3.
4567, словах, предложениях, тексте.8Структура логопедического занятия при дизартриии.
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Общее расслабление (по мере необходимости).
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Массаж лица.
6. Развитие мимических мышц.
7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).
8. Работа над развитием дыхания и голоса
9. Коррекция звукопроизношения.
10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
11. Домашнее задание.
12. Итог занятия.
3.3. Ожидаемый результат
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
3.4.Материально-технические средства:
- Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
- Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа.
- Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
- Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
(Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные мячики, массажные коврики).
3.5.Нормативно – правовая база программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2014 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. 17.10.2013 г
- Конвенция о правах ребёнка. (20.11.1989 г.)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10).
- «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.
3.6. Логопедические программы и технологии:
Программы и технологии | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»; Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием»; Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», «Составление описательного рассказа»; «Формирование фонематического слуха и восприятия», «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»; Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми»; Н.С.Четвертушкина «Слоговая структура речи»; В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуальные рабочие тетради» (на звуки с,сь,з,зь,ц,ч,щ,л,ль,р,рь); О.Н. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи»; И.Лопухина «550 занимательных упражнений», «Ритм, речь, движения»; В.И.Селеверстова «Речевые игры»; Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика»; Краузе Е.Н. «Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж»; Фомичева М.В. «Воспитание правильного произношения». |
Пособия | Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», « «Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов»; Н.С. Четвертушкина «Слоговая структура слова»; В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»: Осень, Зима, Весна, Лето. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу; О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»; |
Приложение №1.
Согласие родителей (законных представителей)
на логопедическое (дефектологическое) сопровождение ребенка
Я,___________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))
являясь родителем (законным представителем)
(Ф.И.О. ребенка)
даю согласие на его(ее) логопедическое (дефектологическое) сопровождение в МАДОО «Светлячок».
Логопедическое (дефектологическое) сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое (дефектологическое) обследование, индивидуальную и групповую коррекционную работу, консультирование родителей.
Учитель-логопед:
- предоставляет информацию о результатах психологического и/или логопедического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей);
- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;
- разрабатывает рекомендации воспитателям группы для осуществления индивидуальной работы;
- предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогический консилиум .
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
- если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;
- если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;
- если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.
Настоящее согласие дано мной «____»___________20____г.
Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документаю.
Подпись ________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, об...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи третьег...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраст (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношен...
Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо
Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...
Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности «Уроки логопеда»
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или«произношение» охватывает фонетическое оформлен...