Программа дополнительной услуги по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт дошкольного учреждения..
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

 Светлана Васильевна

Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге  является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей  дошкольного возраста, не посещающих логопедический пункт ДО, обеспечение полноценного речевого и психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_dop._uslug.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительной услуги

по коррекции звукопроизношения у детей,

не посещающих логопункт дошкольного учреждения..


1. Целевой раздел Программы.
1.1. Цели и задачи реализации  программы.
Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге  является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей  дошкольного возраста, не посещающих логопедический пункт ДО, обеспечение полноценного речевого и психического развития.
Задачи:
- Развитие и уточнение у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка неправильно произносимых звуков.
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
- Развитие фонематического слуха и просодических компонентов речи.
- Дифференциация звуков на слух и в собственной речи.
- Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук.

1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть навыками диалогической и монологической речи;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать) ;

- владеть элементарными графическими навыками;
- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

2. Содержательный раздел Программы.
2.1. Характеристика речи детей с недостатками звукопроизношения
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения.
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
2.2. Цель, задачи и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи: 
- Обследование воспитанников  и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Формы организации обучения – индивидуальная и минигруппы.
Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.) ;
Задачи индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- проведение фонационных (голосовых) и дыхательных упражнений;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Содержание индивидуальных занятий:
-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица) ;
-нормализация артикуляционной моторики;
-нормализация голоса (при дизартриях) ;
-нормализация речевого дыхания;
-нормализация просодики;
-развитие мелкой моторики;
-уточнение произношения и постановка звуков;
-автоматизация уточненных или поставленных звуков.
Задачи и содержание минигрупповых занятий: 
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
•дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами
2.3.Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи
I. Подготовительный этап .
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: по подражанию, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящий Ш
соноры Л, Л'
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности:
1) изолированное произношение;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

Количество занятий на каждом этапе зависит от индивидуальных особенностей ребёнка

Примерное перспективное планирование

индивидуальной коррекционно-развивающей работы 

по звукопроизношению.

№ п/п

сроки

Содержание

Развитие артикуляции, речевого дыхания

Развитие мелкой моторики

I

Исправление  сигматизмов  свистящих звуков ( межзубные,

боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы)

1.

Сентябрь-Октябрь

Постановка звука «С»

Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в  выдувании тонкой холодной струи воздуха  вниз; контролировать положение губ (улыбка). Комплекс упражнений для свистящих «Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -«Холодный ветер»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Осенний букет», «Капустка». Самомассаж  пальчиков.

 

2.

Октябрь-Ноябрь

Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Автоматизация зв. «Сь».

Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.

Дыхательное  упр-е «Осень».

Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шеёки нижних зубов.

Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка».

3.

Ноябрь-Декабрь

Постановка звука «Ц»

Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.

Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.

Учить воспроизводить  слияние «тс» очень кратко и быстро.

Следить  за положением губ и языка.

Дыхательное  упр-е «Вьюга».

Учить включать голос при произнесении звука «С».

Дыхательное упр. «Комарик».

П.г. «Кулачки – ладошки», «Блины».

II

Исправление сигматизмов шипящих звуков

(боковые ,призубные, межзубные, парасигматизмы)

4.

Декабрь-

Январь

Постановка звука «Ш».

Автоматизация звука «Ш».

Дифференциа-

ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь».

Учить удерживать язык  « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ( вытянуты вперёд. округлены)

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»--«Лопата копает» — «Вкусное варенье» -
-«Фокус» -«Теплый ветер».                        


П.г «Ёлочка», «Зима».

5.

Январь-Февраль

Постановка и автоматизация звука «Ж».

Учить включать голос при произнесении звука «Ш».

Комплекс упражнений для шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-«Лопата копает» -«Вкусное варенье» - «Фокус» - «Теплый ветер».                        

Дыхат. упр-е «Вьюга».

П.г.: «Ёлочка»,

«Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка»..

III

Исправление  ламбдацизмов  (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы).

Январь

Постановка звука «Л».

Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами.

 Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» -«Лопата»- «Пароход» -«Пароход гудит».                      

Дыхат.  упр.: «Ветерок

Повторение.

6.

Февраль

Автоматизация звука «Л».

Постановка и автоматизация звука «Ль».

Звуки «Л-Ль».

Дифферен-циация звуков «З-Ж, С-Ш».

Подготови-

тельные упражнения к постановке звука «Р».

Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.

Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Удерживать язык  за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».

Повторение.

IV

Исправление ротацизмов (горловые, боковые, одноударные,

параротацизмы).

7.

Февраль-Март

Постановка звука «Р».

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция):
«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»- «Цокает лошадка» - «Молоток»«Дятел»«Пулемет».

П.Г. «Весна», «Мамин день».

8.

Март-Апрель

Автоматизация звука «Р».

Постановка и автоматизация звука «рь».

Постановка  и автоматизация звука «Ч».

Постановка и автоматизация звука «Щ».

Дифференци-ация звуков

«Р-РЬ,

Р-Л, ть-ч».

Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

Учить  образовывать  смычку кончика языка с верхними дёснами.

Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Весенние цветы».

9.

Май

Закрепление правильного произношения всех звуков в свободной речи

Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

П.г. «Насекомые», «Птицы».

3. Организационный раздел Программы.

3.1. Объем образовательной нагрузки
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.
Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Количество занятия в неделю - 2, количество детей в минигруппе – 2
продолжительность 1 занятия – 30 минут, индивидуальные занятия-25 минут.
Для логопедической работы во время минигрупповых занятий 2 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в минигруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав минигрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

3.2.Структура индивидуального логопедического занятия.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

упражнения по тренировке губ;

упражнение по тренировке нижней челюсти;

упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Структура логопедического занятия по постановке звука.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука .

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8.Итог занятия, домашнее задание..

1.

2..34словах,предложениях, тексте.

5. Итог  занятия, домашнее задание.

.3.

4567, словах, предложениях, тексте.8Структура логопедического занятия при дизартриии.

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.
3.3. Ожидаемый результат 

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:  умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию;
  • ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
    3.4.Материально-технические средства:
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.

(Детские эспандеры, шарики су-джок,  массажные мячики, массажные коврики).

3.5.Нормативно – правовая база программы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2014  г №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования. 17.10.2013 г
  3.  Конвенция о правах ребёнка. (20.11.1989 г.)
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»  (СанПиН 2.4.1.2660-10).
  5.  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.

 3.6.    Логопедические  программы и технологии:

Программы и технологии

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

 «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,

 «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

Т.А.Ткаченко

«Формирование лексико-грамматических представлений»,

«Составление описательного рассказа»; «Формирование фонематического слуха и восприятия», «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»;

Ефименкова Л.Н.

«Формирование речи у дошкольников».

А.И. Богомолова

 «Логопедическое пособие для занятий с детьми»;

Н.С.Четвертушкина

 «Слоговая структура речи»;

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

 «Индивидуальные рабочие тетради» (на звуки с,сь,з,зь,ц,ч,щ,л,ль,р,рь);

О.Н. Новиковская

«Скороговорки и чистоговорки для развития речи»;

И.Лопухина

 «550 занимательных упражнений», «Ритм, речь, движения»;

В.И.Селеверстова

«Речевые игры»;

Буденная Т.В.

 «Логопедическая гимнастика»;

Краузе Е.Н.

«Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж»;

Фомичева М.В.

 «Воспитание правильного произношения».

Пособия

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», « «Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов»;

Н.С. Четвертушкина «Слоговая структура слова»;

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»: Осень, Зима, Весна, Лето.

Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу;

О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»;

                                              

Приложение №1.

Согласие родителей (законных представителей)

на логопедическое (дефектологическое) сопровождение ребенка

Я,___________________________________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя))

являясь родителем (законным представителем)

(Ф.И.О. ребенка)

даю согласие на его(ее)  логопедическое (дефектологическое) сопровождение в МАДОО «Светлячок».

Логопедическое (дефектологическое) сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое (дефектологическое) обследование, индивидуальную и групповую коррекционную работу, консультирование родителей.

 Учитель-логопед:

- предоставляет информацию о результатах психологического и/или логопедического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей);

- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;

- разрабатывает рекомендации воспитателям группы для осуществления индивидуальной работы;

- предоставляет информацию о ребенке при оформлении на психолого-медико-педагогический консилиум .

 Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

- если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;

- если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами;

- если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован.

Настоящее согласие дано мной «____»___________20____г.  

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документаю.

                                                                                                             Подпись ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет

   Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, об...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи третьег...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраст (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношен...

Программа «Игробуквотека» дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до поо

Цель: ознакомление воспитанников со звуками и буквами, формировать навыки звукового анализа, обучение чтению, грамоте и письму. Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидат...

Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности «Уроки логопеда»

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или«произношение» охватывает фонетическое оформлен...