Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР ( 1 год обучения).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Веретенникова Ольга Ивановна

Тема: « Как собака друга искала.» Использование моделирования на логопедических     занятиях с детьми с общим   недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_kak_sobaka_druga_iskala.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР ( 1 год обучения).

Тема: « Как собака друга искала.» Использование моделирования на логопедических     занятиях с детьми с общим   недоразвитием речи.

Цели:  создание социальной ситуации для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению связного последовательного пересказа с опорой на иллюстративный материал.

 коррекционно-развиваюшие:

- развитие активного зрительного и слухового контроля за составлением пересказа, последовательностью и полнотой пересказа.

- формирование навыков составления фразовых высказываний различной структуры.

- активизация и обогащение словарного запаса: практическое употребление притяжательных прилагательных, наречий-антонимов.

- развитие слуховой памяти, наглядно-образного мышления, общей и мелкой моторики.

- формирование произвольно управлять эмоциями.

коррекционно-воспитательные:

- воспитание чувства заботливого отношения к животным.

- приобщение детей к устному народному творчеству

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

- использование элементов ТРИЗа.

 

Оборудование: иллюстративные панно к сказке «Как собака друга искала», предметно-тематические картинки, раздаточный материал (силуэты персонажей сказки), магнитофон с записью голосов животных, мяч, наборное полотно.

                                 

                                       Ход НОД:

I. Организация начала занятия.

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Логопед: А теперь все внимание на меня. Сейчас мы послушаем звуковую загадку.

Звучат голоса домашних животных.

Логопед: Голоса каких животных вы услышали?

Дети: Я услышал(а) голос кошки …, собаки …, лошади …, коровы.

Логопед: Как можно назвать этих животных одним словом?

Дети: Это домашние животные.

Логопед: Почему мы этих животных называем «домашние»?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает и защищает от врагов.

Логопед: Правильно.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

II. Основная часть.

1. Психогимнастика.

Логопед: Давайте их изобразим.

Показываются картинки с изображением настроений животных под соответствующую музыку.

Дети изображают:

- грустный котенок;

- испуганная овечка;

- злая собака;

- веселый поросенок;

- гордая лошадь.

Логопед: А теперь покажите как ходит гордая лошадь, высоко поднимая колени и займите свои места.

2. Игра «Кто кем был – кем будет»? с пальчиковой гимнастикой.

Логопед:        Я начну, а вы кончайте,

                Хором, дружно отвечайте.

                Вы должны животное назвать

                И на пальцах показать.

                    Жил был маленький щенок.

                Он подрос, однако.

                    И теперь он не щенок,

                А взрослая … (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем).

                Бык – могучий великан

                В детстве был … (теленком).

А кудрявый наш баран

Тоненьким … (ягненком).

                А бодливый наш козел –

                Беленьким … (козленком).

А пушистый кот Снежок

Маленьким … (котенком).

Логопед: Молодцы! Очень хорошо.

3. Игра «Наоборот».

 Логопед:        Нам с тобой пришел черед

                Сыграть в игру наоборот.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Только конь сказал, что низко,

А котенок - … (высоко).

                Бык сказал, что очень близко.

                А ягненок - … (далеко).

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А крольчонок тем, что очень

Тяжело и …(велико).

Логопед: Молодцы!

4. Игра: «Четвертый лишний».

Логопед: Поиграем в игру «Четвертый лишний».

Как вы думаете, кто здесь лишний

Ребенок: Я думаю, что здесь лишняя лошадь.

Логопед: А почему:

Ребенок: Потому, что …

Картинки: 3 рогатых – 1 не рогатое

                  3 взрослых – один детеныш

                  3 детеныша – одно взрослое

Логопед: Молодцы. И с этим заданием справились.

III. Физкультминутка.

1. Речь с движениями.

Мы телят погнали речке –

Надо им напиться.

Шарик пестрый – пес дворовый

Как на встречу бросится!

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится.

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

Уж мы Шарика бранили

Так, что был не рад он.

Шарик непослушный

Плелся еле-еле.

У бедняги уши

От стыда висели.

2. Игра с мячом: «Чей хвост?»

Логопед: Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»

У кошки – кошачий, у собаки - …, у коровы- …, у козы- …, у овцы- …, у лошади- … .

Логопед: Молодцы, займите свои места.

IV. Пересказ сказки с опорой на иллюстративные панно.

1. Рассказ сказки логопедом.

Логопед: Ребята, а вы любите сказки?

Сейчас я вам расскажу мордовскую народную сказка «Как собака друга искала». А вы внимательно слушайте и смотрите.

По ходу рассказа выставляются иллюстративные панно.

                                   «Как собака друга искала».

Когда-то очень давно собака жила в лесу одна. Захотелось собаке друга себе найти такого, который никого не боится. И пошла она друга искать.

Встретила зайца. Пошли собака и заяц вместе. Вдруг зашуршала в кустах мышь. Испугался заяц и убежал. Собака решила, что заяц ей не друг и пошла дальше.

Встретила собака медведя. Сели они отдохнуть. Мимо прополз уж. Залаяла собака. А медведь испугался, что охотник услышит лай, и убежал. Собака подумала, что и медведь  трусливый. Он боится охотника.

И пошла она к человеку. Человек накормил собаку, теплую конуру построил. Ночью собака лает, дом охраняет. С тех пор собака – друг человека.

2. Разбор содержания по вопросам логопеда.

Логопед: Понравилась вам сказка?

Дети: Понравилась.

Логопед:        Кто главный герой сказки?

                Где жила собака?

                Какого друга хотела найти собака?

                Кого встретила собака вначале?

                Кого потом встретила собака?

                К кому пошла от медведя?

                Чем закончилась сказка?

                Как собака помогает человеку?

3. Повторный рассказ сказки.

Логопед: А теперь послушайте сказку еще раз. Постарайтесь ее запомнить, чтобы правильно пересказать.

4. Пересказ сказки детьми по цепочке.

Логопед: Кто начнет рассказывать сказку?

Слушайте внимательно, продолжит пересказ другой.

5. Игра «Хорошо – плохо».

Логопед: Ребята, почему хорошо, что есть собака?

Дети:        Потому что собака – друг человека.

        Потому что собака сторожит дом.

        Потому что собака может выступать в цирке.

        Потому что собака помогает человеку охотиться.

        Потому что собака помогает охранять границу.

        Потому что собака помогает спасать людей при пожаре.

Логопед: А почему плохо, что есть собака?

Дети:        Потому что собака может укусить.

        Потому что собака может неожиданно напасть и испугать.

        Потому что собака может заразить какой-нибудь болезнью.

        Потому что собака может загрязнять дворы, улицы, газоны.

Логопед: Да, ребята, но все-таки мы знаем, что собака – друг человека.

VI. Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу.

-   Что мы делали на занятии?

- Вы все очень хорошо отвечали. И я вам приготовила карточки с персонажами сказки «Как собака друга искала». Вы их вечером раскрасите и по этим карточкам самостоятельно перескажите сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)

Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с применением развивающего пособия В.В. Воскобовича

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте  детей с применением развивающего пособия В.В. Воскобовича, на тему: «Путешествие в сказочную страну буквогра...

Кинезиологические игры как здоровьесберегающая технология в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ в детском саду.

В рамках сегодняшнего эфира, посвященного здоровьесберегающим технологиям, предлагаю вашему вниманию опыт работы по использованию нейропсихологических игр в работе воспитателя в старшей группе компенс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...